Memoriam
29 марта 2005 года трагически погиб Александр Иванович Мальцев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора археографии и источниковедения Института истории СО РАН — один из самых одаренных сибирских археографов; с его именем было связано много надежд, которым теперь не суждено осуществиться. Профессиональная учеба его началась в нашем археографическом семинаре в НГУ. В 1985 г. Александр Иванович пришел в Институт через очную аспирантуру, в 1989 г. блестяще защитил кандидатскую диссертацию и с 1991 г. работал в секторе археографии, в последние годы — в должности старшего научного сотрудника. Еще с университетской скамьи он начал проходить нелегкую школу археографических экспедиций, и в 1991 г. со спокойной душой коллеги передали ему руководство полевыми исследованиями. Надежность в работе, ответственность за дело, которое он взял в свои руки, были в фундаменте его характера, поэтому многочисленные экспедиции, которыми он руководил и в которых прошел десятки маршрутов по всей Сибири, продолжали, как и ранее, быть успешными. Они принесли в собрание рукописных и старопечатных книг Института интереснейшие источники, связанные с древнерусской книжной традицией староверов. Целый пласт уникальных произведений XIX-XX вв., в особенности принадлежащих согласию странников, которые они тщательно скрывали от «чужих», был добыт благодаря многолетним личным контактам А.И. Мальцева со старообрядцами. Он же составил высоко квалифицированное описание рукописного наследия странников из собрания института.
Первые научные изыскания Александра Ивановича, начатые еще на студенческой скамье, были посвящены яркому пятну на социальной карте дореволюционной России — тому самому согласию странников, с которым он работал и в экспедиции. Это наиболее радикальная ветвь пестрого мира старообрядчества: староверы возвели побег от антихристова государства и его властей в ранг главной религиозной догмы, без чего человек не может спасти свою душу. Нельзя сказать, что тема до А.И. Мальцева не привлекала внимания исследователей, ею занимались квалифицированные ученые и в XIX, и в XX в. И тем не менее лишь со статей и монографии А.И. Мальцева о бегунах можно датировать по-настоящему всестороннее изучение этого явления. Здесь проявилась важнейшая черта А.И. Мальцева-историка: с первой до последней строчки его научные тексты всегда вырастали из напряженного поиска разнородных источников, обязательно с разных сторон дополняющих друг друга в освещении предмета исследования. Случилось так, что ранее историки занимались странниками, базируясь преимущественно на цитатах из их сочинений, тенденциозно отобранных для практических полицейских целей чиновниками XIX в. А.И. Мальцев предпринял широкий архивный поиск и выявил немалый массив подлинных сочинений странников XVIII-XIX вв. в главных архивохранилищах обеих русских столиц. Но самые сенсационные находки обнаружены в провинциальном Ярославле, бывшем когда-то одним из центров странничества. Среди выявленных А.И. Мальцевым рукописей были и считавшиеся утраченными автографы основателя согласия крестьянского утописта Евфимия. Но все эти источники требовали крайне сложного текстологического анализа.
Неудивительно поэтому, что в монографии А.И. Мальцева «Староверы-странники в XVIII – первой половине XIX в.» из шести глав две отведены под источниковедческие проблемы. Их анализ позволил автору сделать ряд важных обобщений, касающихся таких ранее спорных вопросов, как соотношение социальных и религиозных мотиваций в этом ярком движении протеста. Здесь сказалась еще одна характерная особенность исследовательского почерка Александра Ивановича: вся иерархия выводов прочерчивается чрезвычайно четко, поэтому научный текст становится весьма емким, концепции убедительными. Параллельно с этим теоретическим исследованием А.И. Мальцев успел осуществить первое научное издание своих главных источников — сочинений старца Евфимия, продемонстрировав оптимальное соотношение работы текстолога-публикатора и историка-концептуалиста.
Высокий уровень исследований А.И. Мальцева отмечался неоднократно: так, за цикл статей по истории старообрядчества ему присуждена премия и диплом Европейской академии за 1992 г., а в мае 2002 г. Александр Иванович был награжден патриаршей грамотой «За усердные труды во славу Русской православной церкви». Его рано оборвавшаяся жизнь исследователя была чрезвычайно напряженной: он участвовал более чем в десяти проектах российских и международных фондов (три из них индивидуальные).
Предлагаемая благосклонному вниманию читателя монография явилась плодом неустанных архивных изысканий автора в течение ряда последних лет. К изучению проблемы взаимоотношений между ведущими беспоповскими согласиями в XVIII – начале XIX в. им были привлечены более 300 сочинений. Многие из них впервые обнаружены и введены в научный оборот А.И. Мальцевым, другие собраны по многочисленным разрозненным публикациям, заново датированы и атрибутированы. Нередко опубликованные ранее сочинения дополнялись их архивными вариантами, позволявшими существенно уточнить многие реалии давних горячих споров. Да и архивные варианты при обращении к их рукописным первоисточникам нередко таили в себе немало нового. В результате монография в рамках заявленной ее автором темы является первоклассным справочником для всех археографов и историков, занимающихся творчеством старообрядцев. На многих археографических конференциях давно уже серьезно ставился вопрос о том, что пришло время существенного пересмотра и дополнения классического подобного справочника В.Г. Дружинина. В различных археографических центрах с разных сторон ученые работали над выполнением этой огромной задачи. Для важнейшего тематического и временного пространства этой огромной задачи книга А.И. Мальцева является теперь образцовой.
Одновременно автор подвел важный итог и другой стороне проблемы. Выявление и тщательный археографический, текстологический анализ трудов староверов являются в предлагаемой монографии базой для изучения внутреннего содержания, обрядово-догматической сути жарких споров прошлых веков. Споров, которые вели десятки и сотни авторов, вышедших из народной среды и державших «на кончике языка» традиционные источники православной веры: Священное Писание и Предание, труды отцов Церкви, постановления вселенских и поместных соборов; а также сочинения своих предшественников-старообрядцев. Со времен классических трудов П.С. Смирнова прошло около ста лет, а то и более, а в исторической науке здесь почти не было продвижения по вполне понятной причине. К тому же А.И. Мальцев наряду с бесконечными спорами староверов подробно рассматривает и противоположный процесс – постоянную тенденцию к примирению, что ранее упускалось исследователями. Советские историки не испытывали особого интереса к догматическим проблемам христианства, а зарубежные исследователи (среди которых и такие выдающиеся ученые, как С. Зеньковский) были лишены доступа к отечественным хранилищам рукописей, многократно пополнявшимся за эти десятилетия в ходе полевой работы ведущих археографических центров страны. Между тем прошедшие десятилетия не только принесли обильные новые источники, но и позволили реализовать новые подходы к теме, в ряде случаев более отстраненно-объективные, чем это было возможно для П.С. Смирнова.
Подробно анализируя обрядово-догматическую составляющую «споров и разделений» среди староверов-беспоповцев XVIII – начала XIX в., А.И. Мальцев практически для каждого автора, для каждого из выявленных его сочинений приводит весь комплекс аргументов, в том числе из евангельских и святоотеческих источников, сопоставляет с использованием этих же фрагментов в других сочинениях, прослеживает дина¬мику использования авторитетных текстов, как и изменения позиций авторов и целых согласий. Сотни текстов старообрядческих сочинений систематизируются, вводятся в хронологическую схему, причинно-следственный ряд. Многие десятки староверческих писателей получают свои хронологические и тематические координаты.
К моменту трагической гибели А.И. Мальцева его работа над монографией была весьма близка к завершению, но все же не доведена до конца. Весь огромный массив источников был собран, проанализирован, полностью распределен между главами и параграфами. Были сделаны необходимые примечания, завершено трудоемкое приложение с научным описанием вариантов выявленных старообрядческих сочинений. Но не все возможности исторического синтеза до конца использованы. Поэтому будущие историки найдут в книге А.И. Мальцева не только детальную картину духовных исканий беспоповской ветви мира староверия, но и материал для дальнейшего развития проблемы «крестьянского богословия», его социально-исторических привязок, его констант и динамики. Нам представляется, что не меньшее значение труд А.И. Мальцева будет иметь и для литературоведов. Филологическая наука исследовала народное творчество прежде всего с его фольклорной стороны, а также как явление демократической сатиры. Сочинения старообрядцев XVII-XX вв., как давно хранящиеся в рукописных отделах и архивах, так и недавно обнаруженные археографическими экспедициями, дают обширный увлекательный материал и для литературоведческого анализа.
Н.Н. Покровский