Наталья Дмитриевна Зольникова

Объявления

12.12.2024
О приеме к рассмотрению диссертации С.Н. Андреенкова
Подробнее

11.12.2024
О проведении конкурса на замещение вакантных должностей научных сотрудников
Подробнее

11.11.2024
О проведении конкурса на замещение вакантных должностей научных сотрудников
Подробнее

11.11.2024
О проведении конкурса на замещение должностей научных сотрудников
Подробнее

03.10.2024
О результатах конкурса на замещение вакантных должностей научных сотрудников
Подробнее

Все объявления

Memoriam

Наталья Дмитриевна Зольникова

9 апреля 2018 г. отошла ко Господу Наталья Дмитриевна Зольникова – российский историк, археограф и источниковед, выдающийся исследователь истории Русской Православной Церкви и старообрядчества, один из ярчайших представителей новосибирской школы археографии и источниковедения, ученица и супруга академика Николая Николаевича Покровского.

Диапазон профессиональных интересов Н. Д. Зольниковой, тематический и хронологический, был чрезвычайно широк: общественное и религиозное сознание XVII–XX вв., управление Сибирью и социальные конфликты в Сибири XVII–XVIII вв., сибирские летописи, древнерусская и старообрядческая книжность. Но главным направлением ее исследовательской деятельности стало изучение русского православия: истории духовного сословия и приходской общины Русской Православной Церкви синодального периода, общественного сознания и творчества староверов востока России XVII–XXI вв.

Со студенческой скамьи одной из важнейших составляющих профессиональной жизни Натальи Дмитриевны являлись археографические полевые экспедиции, постановка на хранение книжных памятников и рукописей, их научное описание и подготовка к публикации. Усилиями исследовательницы были сохранены для науки многочисленные древнерусские и старообрядческие сборники, оригинальные произведения современных писателей-староверов, открытых ею и ставших благодаря ее трудам известными широкому кругу исследователей и читателей.

Н.Д. Зольникова родилась 8 апреля 1949 г. в находившемся близ Томска Дачном городке в семье профессиональных гуманитариев, окончивших старейший в Сибири Томский государственный университет. В Томске началось и приобщение ее к знаниям в одной из лучших местных школ – специализированной, с углубленным изучением немецкого языка. Из своего детства Наталья Дмитриевна всегда с благодарностью вспоминала именно уроки немецкого в этой непростой школе и, особенно ярко и образно, обучение игре на балалайке, так радовавшее родителей и огорчавшее их дочь. Вскоре семья переехала в только что построенный под Новосибирском Академгородок, один из крупнейших научных центров страны. Отец ее, Дмитрий Маркович Зольников, участник Великой Отечественной войны, вернувшийся домой с тяжелыми фронтовыми увечьями, проработал всю жизнь в Новосибирском государственном университете, стал доктором исторических наук, профессором. Мать, Владлена Ивановна Зольникова (до замужества – Яковлева), кандидат педагогических наук, трудилась школьным учителем истории, преподавала в военных вузах Новосибирска. Вне семьи не принято было говорить о том, что она – дочь погибших в сталинских репрессиях Варвары Николаевны Яковлевой, наркома финансов РСФСР, и Ивана Никитича Смирнова, наркома почт и телеграфов СССР. Чтобы не попасть в детдом, как дочь «врагов народа», Владлена Ивановна бежала из Москвы в небольшой сибирский городок по Транссибу – Мариинск, где отбыла срок в лагерях сталинского ГУЛАГа и осталась в ссылке ее сводная старшая сестра. Наталья Дмитриевна не касалась публично этой темы даже после того, когда на рубеже 1980–1990 гг. ее бабушка и дед были полностью реабилитированы.

В 1966 г., после окончания средней школы в Академгородке, Наталья Дмитриевна поступила на историческое отделение гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета (НГУ). Блестящие лекции только что начавшего преподавать Николая Николаевича Покровского, рассказы о первых книжных находках археографических экспедиций Сибирского отделения АН СССР произвели сильнейшее впечатление на вчерашнюю школьницу и предопределили выбор не просто научного руководителя, а Учителя, сделанный, как оказалось, один раз и на всю жизнь. Она была самой преданной ученицей Николая Николаевича, а после смерти его супруги, стала спутницей его жизни. Во многом благодаря ее жертвенной самоотдаче академик Покровский не утратил своей феноменальной трудоспособности и плодотворно работал на благо российской исторической науки вплоть до самой смерти в 2013 г.

Под руководством Н. Н. Покровского с конца 1960-х гг., еще будучи студенткой, Н. Д. Зольникова начала разработку научных проблем истории Русской Православной Церкви синодального периода, связанных с духовным образованием и сословным положением духовенства. Наталья Дмитриевна стала первопроходцем в этой теме, исследование которой, мягко говоря, не приветствовалось тогдашними идеологическим контролерами советской исторической науки. Как удалось провести через все университетские инстанции тему ее дипломной работы, до сих пор остается загадкой. По всей видимости, сказались вольнолюбивые настроения, господствовавшие тогда в Новосибирском Академгородке, Сибирском отделении АН СССР. Ко времени окончания университета «оттепель» закончилась, наступили «заморозки», защиту дипломной работы с неправильной для советского студента темой «Духовное образование в Тобольской епархии в XVIII в. в связи с проблемами сословного положения духовенства» пришлось отложить до 1972 г.

В течение двух с половиной лет, с 1971 по 1973 г., она трудилась школьным учителем истории, пока в конце 1973 г. не появилось свободное место в очной аспирантуре при секторе истории дооктябрьского периода Института истории, филологии и философии (ИИФФ) Сибирского отделения АН СССР. Выдержав вступительные экзамены, Наталья Дмитриевна под руководством Н. Н. Покровского продолжила разработку выбранной темы по истории Русской Православной Церкви XVIII в. В 1976 г. она завершила обучение в аспирантуре, а в 1979 г. защитила кандидатскую диссертацию в совете при Томском государственном университете.Исследование это, переработанное в книгу под названием «Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.)», увидело свет в 1981 г.

После окончания аспирантуры Наталья Дмитриевна вновь работала школьным учителем истории. В марте 1977 г. ее приняли временно на место старшего лаборанта в сектор истории дооктябрьского периода ИИФФ Сибирского отделения АН СССР. В конце декабря 1977 г. она стала младшим научным сотрудником в созданном и руководимом Н. Н. Покровским секторе археографии и источниковедения. В этом подразделении Института истории Сибирского отделения РАН она проработала всю свою жизнь, последние полтора десятилетия – в должности главного научного сотрудника.

В 1990 г. вышла в свет вторая ее монография «Сибирская приходская община в XVIII в.», а в 1991 г. Наталья Дмитриевна успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук. В своем капитальном монографическом исследовании, ставшим основой для докторской диссертации, она впервые в отечественной историографии столь всеобъемлюще рассмотрела сибирскую приходскую общину Русской Православной Церкви XVIII в. Пионерное исследование, проведенное с особой скрупулезностью, на колоссальном по своему объему и богатейшем архивном материале, и спустя 30 лет остается актуальным, и еще долгие годы вряд ли будет превзойдено.

Наталья Дмитриевна не мыслила себя вне археографической науки, авторитет ее в этой области специальных историко-филологических знаний был непререкаем. Первые ее археографические полевые экспедиции начались еще в студенческие годы, и в последующие более чем 30 лет практически ежегодно она возглавляла археографические группы, экспедиционная деятельность которых охватывала Зауралье, Сибирь, Алтай, Среднюю Азию и Дальний Восток. Но работа ее не сводилась только к поиску книжных раритетов и рукописей в старообрядческой среде, пополнению Собрания рукописей и старопечатных книг Института истории СО РАН. Она составляла их археографические описания, публиковала найденные памятники. Особая ее заслуга – открытие не известных ранее произведений народной литературы и крестьянских писателей-староверов ХХ в.

К Наталье Дмитриевне постоянно обращались за консультациями не только исследователи, но и старообрядцы разных согласий. Таежные гости считали своим долгом навестить ее в Новосибирском Академгородке и, испытав радушный прием, задерживались, порой, на несколько дней. Как никто другой, она умела принять их, расположить, убедить в важности сохранения для науки письменных старообрядческих памятников. С 1982 г. Наталья Дмитриевна исполняла обязанности секретаря Сибирского отделения Археографической комиссии АН СССР: готовила отчеты, вела переписку, занималась организационной работой по экспедиционному отряду. И в последние годы своей жизни, несмотря на ухудшающееся здоровье, она продолжала руководить экспедиционной работой в Институте.

Благодаря археографической деятельности в 2002 г. появилась на свет написанная в соавторстве с Н. Н. Покровским 3-я ее монография – «Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания»,а вместе с сибирскими и уральскими археографами она подготовила к печати старообрядческие произведения в трехтомнике серии «История Сибири. Первоисточники»: «Духовная литература староверов Востока России XVIII–XX вв.» (1999, 2005, 2011 гг.). Последней крупной работой, в подготовке которой к печати Наталья Дмитриевна приняла самое активное и деятельное участие, стала публикация в двух книгах экспедиционной находки новосибирских археографов – крупнейшего памятника староверов-часовенных ХХ в. – трехтомного «Урало-сибирского патерика» (2014, 2016 гг.).

Крайне ответственно Наталья Дмитриевна относилась и к подготовке молодых ученых. В общей сложности в течение 10 лет она сначала в качестве ассистента, а затем, будучи уже доктором наук, в должности старшего преподавателя, читала основной курс отечественной истории XIX в. студентам-историкам гуманитарного факультета НГУ, вела специализацию по истории Русской Православной Церкви (под ее руководством защищено более 10 дипломных работ, среди ее учеников – два кандидата наук). К сожалению, отношения с университетом складывались непросто. Неоднократно вместе с академиком Н. Н. Покровским она прекращала преподавательскую деятельность из-за несогласия с административными решениями. В 1998 г. Наталья Дмитриевна ушла из НГУ окончательно. Но и вне стен университета она всегда откликалась на просьбы молодых коллег: студентов, аспирантов и соискателей. Готова была оказать им помощь и поддержку, и не просто советом, добрым словом, а зачастую, не жалея собственных сил, непосредственным своим участием. Если она давала свое согласие на официальное оппонирование диссертаций и рецензирование научных трудов, то можно было безошибочно говорить о высоком качестве этих исследований. Забота ее проявлялась не только в отношении уральцев и сибиряков, представителей двух важнейших археографических центров на востоке России, она всегда носила экстерриториальный характер.

Наталья Дмитриевна была прямым человеком. Менять свои взгляды, идти на компромиссы ради сиюминутных выгод она была просто не способна. И здесь чувствовалось влияние родителей, домашнего воспитания, мировоззренческих принципов, которые не менялись в ее семье в зависимости от текущей конъюнктуры. Наталья Дмитриевна была глубоко порядочным человеком, предельно скромным, сдержанным и аскетичным в быту. Начальственных должностей она всегда сторонилась, несмотря на поступавшие, порой, лестные предложения, говорила, что подобного рода амбиции ей глубоко чужды и стезя ее – научные исследования.

Она всегда откликалась на предложения и просьбы, исходившие от Русской Православной Церкви. Тесно сотрудничала с коллегами из Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»: поддержала идею многотомного энциклопедического издания, участвовала в выработке концепции и составлении словника, писала статьи обобщающего и конкретного характера, консультировала, выступала в качестве рецензента. Наталья Дмитриевна была автором статей в журнале «Вестник церковной истории». Столь же плодотворно отношения складывались и с Екатеринбургской духовной семинарией. Она вошла в редакционный совет ее «Вестника», публиковала на страницах этого журнала свои материалы. Особо значимым для нее было общение с протоиереем о. Борисом Пивоваровым и духовенством храма Всех святых, в земле Российской просиявших, расположенном в Новосибирском Академгородке. В 2002 г. ее научная и просветительская деятельность была отмечена грамотой Святейшего Патриарха Алексия II «в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви».

Наталья Дмитриевна знала о своей неизлечимой скоротечной болезни, переносила ее стойко и мужественно, без жалоб. Вершила молитвенное правило, блюла, насколько это было можно в больнице, свой последний Великий пост. Она отошла ко Господу на другой день после Светлого Воскресенья. Наталья Дмитриевна была примером бескорыстного служения науке, преданности своему делу. Ее уход – невосполнимая утрата для российской исторической науки.

Вечная память! Да упокоит Господь душу ее в селениях праведных.

С.Г. Петров

Список научных трудов Натальи Дмитриевны Зольниковой
Монографии
  • Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981.
  • Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990.
  • Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002 (в соавторстве с Н. Н. Покровским).
Издания источников
  • 1. Полное собрание русских летописей. Т. 36: Сибирские летописи. Ч. 1: Группа Есиповской летописи / Изд. подгот. В. Н. Алексеев, Т. Н. Апсит, Н. А. Дворецкая, Е. И. Дергачева-Скоп, Н. Д. Зольникова и др.; предисл. Н. Н. Покровский, Е. К. Ромодановская; отв. ред. А. П. Окладников, Б. А. Рыбаков. М., 1987.
  • 2. Первое столетие сибирских городов. XVII в. / Изд. подгот. Н. Д. Зольникова, А. И. Мальцев, Д. Я. Резун при участии А. А. Бродникова, И. Ю. Просекова; отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск, 1996. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 7).
  • 3. Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв. / Изд подгот. Н. Н. Покровский, В. И. Байдин, Н. С. Гурьянова, Н. Д. Зольникова, А. И. Мальцев, Т. В. Панич, А. В. Полетаев, Л. В. Титова, А. Т. Шашков; отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск, 1999. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 9).
  • 4. Духовная литература староверов Востока России XVIII–XX вв. / Изд. подгот. Н. Н. Покровский, Н. С. Гурьянова, О. Д. Журавель, Н. Д. Зольникова и др.; отв. ред. Н. Н. Покровский. Т. 2. Новосибирск, 2005. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 12).
  • 5. Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв. / Изд. подгот. Н. Н. Покровский, Н. С. Гурьянова, Н. С. Демкова, О. Д. Журавель, Н. Д. Зольникова, М. В. Першина, Л. В. Титова; отв. ред. Н. Н. Покровский. Т. 3. Новосибирск, 2011. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 13).
  • 6. Урало-Сибирский патерик: Тексты и комментарии / Изд. подгот. Н. Н. Покровский, Н. Д. Зольникова, О. Д. Журавель; отв. ред. Н. Н. Покровский. Кн. 1 (Т. 1–2). М., 2014; Кн. 2 (Т. 3). М., 2016.
Авторефераты
  • 1. Сословные проблемы во взаимоотношениях русской церкви и абсолютизма в XVIII в. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 1979.
  • 2. Сибирская приходская община в XVIII в. Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Новосибирск, 1991.
Статьи
  • 1. Абсолютизм и присяга духовенства в 30-е – 60-е гг. XVIII в. (по материалам Тобольской епархии) // Известия Сибирского отделения АН СССР: серия общественных наук. 1977. № 6. Вып. 2. С. 120–125.
  • 2. Ставленнические дела как источник по социальным проблемам XVIII в. (по материалам Тобольской епархии) // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С. 14–40.
  • 3. Табельные дни и организация политической службы духовенства в системе абсолютизма в Тобольской епархии 40-60-е гг. XVIII в. // Из истории Алтая. Томск, 1978. С. 204–219.
  • 4. «Нарымское дело» 1643–1647 гг. // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 211–241.
  • 5. Тобольская инструкция отставным солдатам 1743 г. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 242–248.
  • 6. Делопроизводственные материалы о церковном строительстве как источник по истории приходской общины в Сибири (начало XVIII – конец 60-х гг. XVIII в.) // Рукописная традиция XVI-XIX вв. на востоке России. Новосибирск, 1983. С. 102–116.
  • 7. Борьба за контроль над сибирской приходской общиной и институт церковных старост (источники XVIII в.) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 87–102.
  • 8. Описание книг кирилловской печати XVI–XVII вв. (Собрание ИИФиФ СО АН) // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 183–232.
  • 9. Сыск 1698–1700 гг. над иркутскими казаками о «недовозной казне» // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1986. С. 114–145.
  • 10. Приходское духовенство по жалобам сибирского населения XVIII в. // Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск, 1987. С. 266–289.
  • 11. Источники по истории сибирской приходской общины в XVIII в. // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986. С. 81–96.
  • 12. Институт «слова и дела» и сибирское духовенство в XVIII в. // Социально-экономические отношения и классовая борьба в Сибири в дооктябрьский период. Новосибирск, 1988. С. 125–140.
  • 13. О некоторых законодательных источниках по истории реформы церкви в 1720-х гг. // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1987. С. 105–114.
  • 14. Описание старопечатных книг XVI–XVII вв. собрания ИИФФ (сборы 1984–86 гг.) // Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 141–155.
  • 15. Сыск Д. Л. Полянского и «писма» Избранта Идеса // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск, 1989. С. 180–220.
  • 16. Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губернии. // Христианство и церковь в России периода феодализма (материалы). Новосибирск, 1989. С. 261–315.
  • 17. Челобитные служилых красноярцев после восстания 1695–1699 гг. // Общественное сознание, книжность и культура периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 251–261.
  • 18. Традиции сельской приходской общины в Сибири в XVIII в. и церковная бюрократия // Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. XXII сессия Всесоюзного симпозиума по изучению проблем аграрной истории: Тезисы докладов. Минск, 1989.
  • 19. Источники по истории часовенных приходов первой половины XVIII в. в фонде Иркутской духовной консистории // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск, 1991. С. 196–199.
  • 20. Письма из личного архива сибирского воеводы конца XVII в. // Известия СО АН СССР. Серия общественных наук. 1991. № 3. С. 8–14.
  • 21. Современный писатель-старообрядец с Енисея // Традиционная духовная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 283–288.
  • 22. Историко-эсхатологическое сочинение XX в. // Исследования по истории литературы и общественно-политического сознания феодальной России. Новосибирск, 992. С. 160–190.
  • 23. Экстракты из ведомостей церковного учета населения в Томском заказе в XVIII в. // Населенные пункты Сибири: Опыт исторического развития (XVII – начало XX в.). Новосибирск, 1992. С. 34–39.
  • 24. Что своему брату учинишь, такожде и сам приимешь // Исторический архив. 1993. № 5. С. 190–197.
  • 25. Духовенство Тобольской епархии и приходские общины второй половины XVIII в. в условиях конфликта. Проблемы менталитета и поведения. // Сословия и государственная власть в России XV – середины XIX в. Тезисы докладов международной конференции. М., 1994.
  • 26. Старообрядческий толковый апокалипсис второй половины XX в. // Сургут, Сибирь, Россия. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1994.
  • 27. Современные старообрядческие толкования на Апокалипсис // Сургут, Сибирь, Россия: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1994.
  • 28. Леонтий Куликов. Биография Федора Афанасьевича Гусева // Воля. 1995. № 4–5 (подготовка к изданию).
  • 29. Человек и вселенная в сочинениях главы сибирского старообрядческого монастыря о. Симеона // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. 1996. № 2. С. 50–54.
  • 30. Духовенство Тобольской епархии и прихожане во время Крестьянской войны 1773–1775 гг. // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск, 1996. С. 84–103.
  • 31. Сибирские писатели-староверы XX в. // Проза Сибири. 1996. № 1. С. 269–286.
  • 32. Die Klöster der Altgläubigen im Ural und in Sibirien im 20 Jahrhundert und die Bäuerliche altgläubigen Gemeinden // Berliner Jahrbuch für Osteuropäische Geschichte. 1996. № 2. S. 75–91.
  • 33. История человечества в сочинениях енисейских староверов XX в. // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Сборник трудов научной конференции к 35-летию ГФ НГУ. Новосибирск, 1997. С. 96–99.
  • 34. Традиции приходского самоуправления в Иркутской епархии в первой половине XVIII в. // Исторические судьбы православия в Сибири. Тезисы докладов научной конференции. Иркутск, 1997. С. 9–11.
  • 35. Реалии XX в. в современном толковом старообрядческом Апокалипсисе // Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997.
  • 36. Послереволюционная власть в старообрядческом толковом Апокалипсисе второй половины ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. 1997. № 2. С. 81–84.
  • 37. Проблемы церковного контроля в Иркутском епархиальном управлении первой половины XVIII в. // Сибирь в XVI–XX вв.: Экономика, общественно-политическая жизнь и культура. Новосибирск, 1997. С. 68–75.
  • 38. Политические реалии XX в. в старообрядческой апокалиптике // Сибирь на рубеже XIX–XX вв. Новосибирск, 1997. С. 106–108.
  • 39. История XX в. в старообрядческой полемике (1970-е гг., Нижний Енисей) // Проблемы истории местного управления Сибири XVII–XX веков. Тезисы докладов. Вып. 2. Новосибирск, 1997. С. 140–143.
  • 40. Урало-сибирские староверы XX в. Древние традиции в советское время // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI–XX вв. Новосибирск, 1998. С. 174–190.
  • 41. Описание старопечатных книг Собрания ИИ СО РАН XVI–XVII вв. // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI–XX вв. Новосибирск, 1998. С. 293–311.
  • 42. Эсхатология енисейского старовера-книжника часовенного согласия Исая Назаровича (1970-е гг.) // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Вып. 2. Екатеринбург, 1998. С. 73–80.
  • 43. «Свои» и «чужие» по нормативным актам сибирских староверов-часовенных // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 2. С. 54–59.
  • 44. Таежный писатель // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 418–433.
  • 45. Межконфессиональная полемика сибирских староверов в ХХ в.: «часовенные» против «австрийских» // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 2. С. 51–55.
  • 46. [Рецензии на книги]: Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой пол. XIX в. Екатеринбург, 1998; Нечаева М. Ю. Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII в. Екатеринбург, 1998 // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 2. С. 107–108 (в соавторстве с Н. Н. Покровским).
  • 47. Традиции православия в Сибири. Конец XVI–XIX вв. // Сибирская икона. Омск, 1999. С. 10–34.
  • 48. Традиции исихазма в скитах Урала и Сибири в ХХ в. // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества: Материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1999. С. 64–74.
  • 49. Обряд и догма в спорах староверов-часовенных во второй половине ХХ в. // Этнокультурная история Урала в XVI–XX вв. Екатеринбург, 1999. С. 129–132.
  • 50. Традиции аскетизма в быту урало-сибирских староверов (по письменным источникам) // Православие и культура этноса. Тезисы докладов международного научного симпозиума. М., 2000. С. 91–92.
  • 51. Скитская переписка: Нижний Енисей. 1951 г. // Памятники культуры. Новые открытия. М., 2000. С. 118–128.
  • 52. Полемика об антихристе у часовенных на востоке России в ХХ в. // Источники по русской истории и литературе: Средневековье и Новое время. Новосибирск, 2000. С. 237–251.
  • 53. «Стихотворение о всеядцах» (памятник старообрядческой полемики) // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск, 2000. С. 42–51.
  • 54. «Пустыня в миру»: аскетизм в быту староверов-часовенных в ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 2. С. 17–21.
  • 55. Эсхатология енисейского старовера-книжника Исая Назаровича (1970-е гг.) // Отечественная история. 2000. № 5. С. 118–122.
  • 56. Хранители веры и книжности // Родина. 2000. № 5. С. 150–152 (в соавторстве с Н. Н. Покровским).
  • 57. Традиции средневековых exempla в творчестве староверов востока России (ХХ в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. № 2. С. 11–15.
  • 58. Работа урало-сибирских староверов-часовенных с книгой в ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. № 3. С. 64–69.
  • 59. [Рецензия на книгу]: Ивонин А. Р. Западносибирский город последней четверти XVIII – 60-х гг. XIX в. Барнаул, 2000 // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. № 2. С. 98–99.
  • 60. Скитские письма второй половины ХХ в. (Нижний Енисей). // Общественное сознание и литература XVI–XX вв. Новосибирск: изд-во СО РАН, 2001. С. 292–325.
  • 61. Антоний (Людиновсков Афанасий Михайлович) // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 629–631.
  • 62. Старообрядческий писатель игумен о. Симеон и советская Сибирь (1-я пол. ХХ в.) // Духовная культура народов Сибири: Традиции и новации. Новосибирск, 2001. С. 62–69.
  • 63. Русская православная церковь и старообрядчество в ХХ в.: общее в судьбах и конфессиональном сознании // Городская культура Сибири: традиции и новации. Новосибирск, 2002. С. 56–65.
  • 64. Чудо в представлениях староверов-часовенных в ХХ в. // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск, 2002. С. 167–171.
  • 65. Шурнишенское богословие (Нижний Енисей, последняя треть ХХ в.) // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2003. С. 273–280.
  • 66. «Сон Богородицы» и сопутствующие апокрифы в старообрядческой рукописной традиции конца XIХ–ХХ вв. в Собрании Института истории СО РАН // Гуманитарные науки в Сибири. 2003. № 3. С. 63–68.
  • 67. Описание книг кирилловской печати XVI–XVII вв. из собрания Института истории СО РАН (поступления 1996–2002 годов) // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI-ХХ вв. Новосибирск, 2003. С. 309–326.
  • 68. Древнерусское наследие и новая литература в творчестве сибирских народных писателей-староверов конца XIХ – начала ХХ вв. // Славянский альманах. М., 2003. С. 351–358.
  • 69. Литература Нового времени в страннических сборниках постоянного состава «Свет» и «Универс»: новации и традиции ХХ в. // Традиции и новации в духовной культуре Сибири XVII–ХХ вв. Новосибирск, 2003. С. 49–75.
  • 70. Старообрядческий нравоучительный сборник непостоянного состава конца XIХ – начала ХХ в. из собрания Института истории СО РАН // Исторические источники и литературные памятники XVI–ХХ вв.: Развитие традиций. Новосибирск, 2004. С. 178–203.
  • 71. Ветхозаветные пророчества в творчестве А. Г. Мурачева // Гуманитарные науки в Сибири. 2004. № 3. С. 34–38.
  • 72. Нижнеенисейский сборник: часовенное согласие, начало ХХI в. // Памятники истории России: Сборник научных трудов. Вып. 6. Екатеринбург, 2005. С. 315–327.
  • 73. «История России с древнейших времен» С. М. Соловьева в сибирском старообрядческом сборнике второй половины ХХ в. // Проблемы социально-экономического и культурного развития Сибири XVII–XX вв.: Сборник научных трудов. Новосибирск, 2005. С. 285–291.
  • 74. Урало-сибирские книжники-часовенные: работа с источником. // Гуманитарные науки в Сибири. 2005. № 3. С. 20–24.
  • 75. [Рецензия на книгу]: Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997, вып. I; 1998, вып. II; 1999, вып. III; 2001, вып. IV; 2003, вып. V. // Гуманитарные науки в Сибири. 2005. № 2. С. 105.
  • 76. Описание книг кирилловской печати XVIII–XIX вв. из Собрания Института истории СО РАН (полевые сборы Н. Н. Покровского 1972, 1974 и 1975 гг.) // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI–XX вв. Новосибирск, 2005. С. 162–168.
  • 77. Екатеринбургский нравоучительный сборник конца XIX – начала ХХ в. из собрания музея «Невьянская икона» // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI–ХХ вв. Новосибирск, 2006. С. 138–157.
  • 78. Опыт географической и религиозной миграции: особенности одного собрания рукописей (статья первая) // Гуманитарные науки в Сибири. 2006. № 3. С. 18–23.
  • 79. Тема софийности в нравоучительном сборнике конца XIX – начала ХХ в. из собрания музея Невьянской иконы (Екатеринбург) // Вестник церковной истории. 2006. № 2. С. 187–197.
  • 80. Наука в эсхатологических построениях Исая Назаровича (третья четв. ХХ в.) // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы 3 межрегиональной конференции. Вып. 3. Новосибирск, 2006. С. 223–226.
  • 81. Опыт географической и религиозной миграции: особенности одного собрания рукописей (статья вторая) // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 13–20.
  • 82. Судьбы сибирских староверов // Личность в истории Сибири XVIII–ХХ веков. Новосибирск, 2007. С. 259–270.
  • 83. Сказание об иконе Божьей Матери Римской в переделке А. Г. Мурачева // Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск, 2007. С. 306–329.
  • 84. Полемика староверов часовенного согласия в начале XXI в.: крестное знамение и иконопись (статья первая) // Общественное сознание и литература России: источники и исследования. Новосибирск, 2008. С. 331–413.
  • 85. Эсхатологическое сочинение амурского старовера-средника (вторая половина ХХ в.) // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. Новосибирск, 2008. С. 586–604.
  • 86. Полемика староверов часовенного согласия в начале XXI в.: крестное знамение и иконопись (статья вторая) // Археографические исследования отечественной истории: Текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск, 2009. С. 226–311.
  • 87. Проблема межконфессионального заимствования идей и текстов: книжники разных согласий старообрядчества (XVIII–XIX вв.) // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург, 2009. С. 144–154.
  • 88. Апелляция о. Симеона: столкновение двух культур // Сибирь на перекрестье мировых религий: Сборник трудов 4-й межрегиональной научно-практической конференции памяти М. И. Рижского. Новосибирск, 2009. С. 189–195.
  • 89. Арсений (Мацеевич Александр Иванович) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 1. Новосибирск, 2009. С. 128–129.
  • 90. Герасим (Кремлев) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 1. С. 384.
  • 91. Иннокентий (Кульчицкий Иоанн) // Историческая энциклопедия Сиибири. Т. 1 С. 621.
  • 92. Иннокентий (Нерунович Иоанн) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 1. С. 621.
  • 93. Корнилий // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 2. Новосибирск, 2009. С. 146.
  • 94. Макарий // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 2. С. 309.
  • 95. Народные движения в Сибири в ХVII в. // Историческая энциклопедия Сиибири. Т. 2. С. 428–432 (в соавторстве с Н. Н. Покровским).
  • 96. Павел (Конюскевич Петр) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 2. С. 570.
  • 97. Павел // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 2. С. 570.
  • 98. Православная иконопись // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 2. С. 673–675.
  • 99. Приходская православная община // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 2. С. 698–700.
  • 100. Приходское духовенство РПЦ // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 2. С. 700–703.
  • 101. Русская православная церковь // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 2. С. 780–794 (в соавторстве с Н. Н. Покровским).
  • 102. Сильвестр (Главатский) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. С. 109.
  • 103. Симеон // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. С. 110.
  • 104. Тобольская и Тюменская епархия // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. С. 258–260.
  • 105. Филофей // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. С. 401–402.
  • 106. Церковное образование в Сибири // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. С. 464–466.
  • 107. Высшие церковные иерархи (епископы, архиепископы, митрополиты) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. С. 657–665.
  • 108. Краткий очерк научной, педагогической и общественной деятельности // Николай Николаевич Покровский (серия: «Материалы к биобиблиографии ученых»). М., 2010. С. 7–20.
  • 109. Мемуары А. Г. Мурачева, сибирского старовера-часовенного (конец ХХ – начало ХХI в.) // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV–XXI вв. Новосибирск, 2010. С. 213–288.
  • 110. Споры староверов о крестном знамении: традиции в ХХI в. // Forma formens. Studi in onore di Boris Uspensky. Napoli, 2010. P. 287–293.
  • 111. Исай Назарович // Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 157–158.
  • 112. Освоение Сибири и старообрядчество // ЭКО. 2011. № 2. С. 168–184 (в соавторстве с Н. Н. Покровским).
  • 113. «Статии» инока Никодима // Вестник церковной истории. 2011. № 3/4(. С. 177–190.
  • 114. Источник в книжной культуре староверия и РПЦ («свое» и «чужое») // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 3. С. 38–41.
  • 115. Отец Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). Воинствующая Церковь Христова на земле (в переводе с церковнославянского Е. И. Насекайло) // Власть, общество и человек в исторических и литературных источниках XVI–ХХ вв. Новосибирск, 2012. С. 214–250.
  • 116. [Рецензия на книгу]: Рукописные и старопечатные книги кириллической традиции: изучение, описание, хранение. Учебное пособие / И. В. Починская, П. И. Мангилев, Н. В. Ануфриева; [отв. ред. И. В. Починская]. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. ун-та, 2010. 480 с.+38 ил. // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 1. С. 98–99.
  • 117. Издания Речи Посполитой на церковнославянском языке в книжной традиции сибирских староверов ХХ в. // Проблемы российско-польской истории и культурный диалог: Материалы международной научной конференции 23–24 апреля 2013 г. Новосибирск, 2013. С. 402–409.
  • 118. Реалии советского социализма в сочинении новокузнецкого старовера» // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 1. С. 71–75.
  • 119. [Рецензия на книгу]: Иннокентий (Ерохин), еп. Уссурийский. Русская православная церковь в Уссурийском крае: Очерки по истории Владивостокской епархии (вторая половина XIX в. – 1917 г.) М.: изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2012 // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 2. С. 104–106.
  • 120. [Рецензия на книгу]: Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской Академии Наук. Последняя четверть XIX – первая четверть ХХ в. Каталог изданий и избранные тексты / сост. Н.Ю. Бубнов. СПб., 2012 // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 3. С. 115–116.
  • 121. «Антипатерик» в мемуарах писателя-старовера А. Г. Мурачева // Рукописи XVI–XXI вв.: Исследования и публикации. Новосибирск, 2013. С. 123–139.
  • 122. Кассационная жалоба старообрядческого игумена о. Симеона // Рукописи XVI–XXI вв.: Исследования и публикации. Новосибирск, 2013. С. 325–341.
  • 123. Тувинские черноризцы ХХ в. в атеистической литературе и Урало-Сибирском патерике // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 3. С. 56–60.
  • 124. Комплекс заговоров и молитв из Собрания Института истории СО РАН (вторая половина ХХ в.) // Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция. Новосибирск, 2014. С. 290–307.
  • 125. Супрасльское издание “Альфы и Омеги” и его читательница конца ХХ в. // Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция. Новосибирск, 2014. С. 98–129.
  • 126. Средневековые патериковые традиции в ХХ–ХХI вв.: староверие и Русская Православная Церковь // Нарративные традиции славянских литератур: от Средневековья к Новому времени. Новосибирск, 2014. С. 170–174.
  • 127. Археографическая экспедиция в Туву в 1967 г. (к 85-летию со дня рождения академика РАН Н. Н. Покровского) // Гуманитарные науки в Сибири. 2015. Т. 22. .№ 3. С. 60–64.
  • 128. Полевой дневник Алтайской археографической группы 1968 г. // Круги времен. В память Елены Константиновны Ромодановской. Т. 2. М., 2015. С. 1011–1026.
  • 129. Выдающийся археограф (к 85-летию со дня рождения академика Н. Н. Покровского) // Universum Humanitarium. 2015. № 1. С. 214–221.
  • 130. Исследования Новосибирской археографической школы на страницах журнала «Гуманитарные науки в Сибири» // Уральский исторический вестник. 2015. № 4 (49). С. 128–138.
  • 131. Издания Супрасльской типографии в Собрании Института истории СО РАН // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI–ХХI вв. Новосибирск, 2015. С. 434–442.
  • 132. Н. Н. Покровский как исследователь // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI–ХХI вв. Новосибирск, 2015. С. 4–13.
  • 133. Н. Н. Покровский по письмам коллег и друзей: личность в общественной среде (1970-е–1980-е гг.) // Археографические и источниковедческие аспекты в изучении истории России. Новосибирск, 2016. С. 8–24.
  • 134. Этические нормы в жизни сибирских староверов второй половины ХХ в. как фактор самоидентификации // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI–ХХI вв. Новосибирск, 2016. С. 196–202.
  • 135. Цветники кириллической печати конца XVIII – начала ХХ в. в собрании ИИ СО РАН // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI–ХХI вв. Новосибирск, 2016. С. 203–225.
  • 136. Эсхатологические споры часовенных в последней трети ХХ в. как инструмент самоидентификации // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. Т. 23. № 3. С. 85–89.
  • 137. Письмо архимандрита Иннокентия (Просвирнина) Н. Н. Покровскому // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. № 2(14). С. 221–230.
  • 138. [Рецензия на книгу]: Мангилева А. В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX – начале ХХ в. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та; Университетское изд-во, 2015. 480 с. // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. № 2. С. 114–115.
  • 139. Н. Н. Покровский как историк церкви и православия. Начало пути // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. № 3 (19). С. 111–146.
  • 140. Н. Н. Покровский как организатор науки (вторая половина 1960-х–1980-е гг) // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24. № 1. С. 32–39.
  • 141. Повседневная жизнь на фоне Лубянки и ИТЛ: переписка Н. Н. Покровского и его близких в 1957–1963 гг. // Проблема сохранения отечественной духовной культуры в памятниках письменности XVI–XXI вв. Новосибирск, 2017. С. 7–41.
  • 142. Символика света и огня в Урало-Сибирском патерике // Вестник Новосибирского государственного университета. 2017. Т. 16. № 8. С. 95–103.
  • 143. Полевой дневник археографической группы Н. Н. Покровского (Тува, 6–7 августа 1967 г.) // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2018. Т. 23. С. 152–157.
  • 144. Сочинение писателя-старовера А.Г. Мурачева «О начертании» в свете споров о штрих-коде как печати антихриста // Гуманитарные науки в Сибири. 2018. Т. 25. № 1. С. 96–100.