Деятельность по проекту «Гуманитарная экспертная школа»

Объявления

21.05.2024
В.А. Ламину вручены благодарственное письмо Президента РФ и юбилейная медаль «300 лет Российской академии наук»
Подробнее

16.05.2024
Опубликован приказ о выдаче диплома доктора исторических наук Д.А. Ананьеву
Подробнее

25.04.2024
О результатах конкурса на замещение вакантной должности старшего научного сотрудника
Подробнее

02.04.2024
01.04.2024 г. состоялись выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
В понедельник 1 апреля 2024 года состоятся выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

Все объявления

Деятельность по проекту «Гуманитарная экспертная школа»

Проект реализуется с ноября 2011 г. в рамках деятельности НОЦ «Историческое сибиреведение». Инициаторами и организаторами проекта выступили преподаватели и студенты Гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, сотрудники Института истории СО РАН и Информационно-методического центра Новосибирского района Новосибирской области, в частности — доцент В.В. Журавлев, методисты Б.Ф. Бидюков и Н.А. Приходько, студенты, аспиранты и молодые научные сотрудники А.Б. Аникина, В.А. Слугина, И.Н. Никаноров, Д.Л. Шереметьева, В.В. Введенский, А.С. Попов и др.

В ходе реализации проект опирался на поддержку и вступал в кооперативное взаимодействие с Управлением молодежной политики Министерства региональной политики Новосибирской области, фондами «Эндаумент НГУ» и «Технопарк Академгородка», ИМЦ Новосибирского района, Новосибирским областным центром информационных технологий, общественым движением «За качественное образование» и рядом других структур. За прошедшие годы в работах и мероприятиях Гуманитарной экспертной школы приняли участие более 120 студентов, магистрантов и аспирантов различных факультетов НГУ и других вузов Новосибирска, аспирантов и молодых научных сотрудников институтов СО РАН.

Инициаторы, организаторы и участники проекта уверены, что масштабные трансформации мирового гуманитарного знания, доныне непреодоленный методологический кризис отечественной исторической науки, противоречивые процессы реформ образовательной и научной систем Российской Федерации являются принципиальным вызовом сообществу профессионалов, несущих ответственность за состояние обще-интеллектуальных, исследовательских, педагогических и научно-прикладных практик в России. Новосибирск, в силу его культурного потенциала, уникальных традиций реализации масштабных технологических, научных и социальных экспериментов, геополитического значения, выступает в качестве оптимального пространства поиска прорывного, авангардного ответа на данный вызов.

Поставив перед собой задачу способствовать сущностному обновлению теоретических и инструментальных основ исторического знания, инициаторы и участники проекта уверены, что для российской науки достичь этого возможно не столько на путях популярной сегодня формальной «локализации» мирового опыта, сколько с опорой на критическую, кропотливую и творческую переработку отечественной интеллектуальной традиции. При этом особое внимание уделяется синтезу потенциала исторического мышления с интеллектуальными средствами СМД-методологии.

Инновации, столь востребованные российским обществом, могут быть обеспечены только особым типом специалистов. Замысел Гуманитарной экспертной школы включает проект подготовки профессионалов, готовых успешно действовать в негарантированной, турбулентной, проблемной ситуации сегодняшнего мира, и в равной степени способных к стратегическому, исторически фундированному мышлению и активной инновационной практической деятельности.

Гуманитарной экспертной школой проведено пять «летних» (с 2012 по 2016 гг.) и две «зимних» (в 2013 и 2015 г.) сессии с полным погружением, на которых участники интенсивно осваивали методологический инструментарий, приобретали навыки коллективной интеллектуальной работы, решали исследовательские и методологические задачи. Непрерывность работы Гуманитарной экспертной школы обеспечивается семестровой работой в форме проводимых дважды в неделю образовательных и исследовательских семинаров в ИИ СО РАН.

В апреле 2014 г. в рамках фестиваля «Интернеделя-2014» в НГУ была проведена организационно-деятельностная игра на тему «„Треугольник Лаврентьева“ и завтрашний день науки»; в ноябре 2014 г. — организационно-деятельностная игра по методологии истории для магистрантов-историков Гуманитарного факультета НГУ.

Благотворительный фонд В. Потанина поддержал инициированную и разработанную участниками ГЭШ Всероссийскую школу-конференцию «Визуализация в науке» в рамках Международной научной студенческой конференции. Конференция успешно состоялась в апреле 2015 г.

В 2016 г. при поддержке Росмолодежи Гуманитарная экспертная школа участвовала в организации и сопровождении содержательной коммуникации на Всероссийской научно-практической конференции «Россия — пространство диалога народов».

Все более тесным становится взаимодействие с Советом научной молодежи ИИ СО РАН. На протяжении уже четырех лет при участии Гуманитарной экспертной школы на ежегодных школах-конференциях «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых» проведятся круглые столы по темам «Идеологическое в исторической науке: проблема и преодоление» (2013 г.), «Традиции и новации в исторической науке, „старая“ и „новая“ история: состояние проблемы сегодня» (2014 г.), «Актуальность исторического исследования: трудности определения и описания» (2015 г.), «Проблемность исторического исследования» (2016 г.). Эти мероприятия уже традиционно вызвают большой интерес участников, оценивших их как полезные по содержанию и инновационные по форме проведения.

Расширяя сферы применения своего инструментария, Гуманитарная экспертная школа нацелена на дальнейшую интеграцию исторической науки и образования в единое научно-образовательное пространство.

<< Вернуться