Новости
«Наука в Сибири», 18.11.2010: «Лаврентьев как символ времени»
19 ноября 2010Ю. Александрова, Наука в Сибири. 2010. 18 ноября. № 46 (2781).
За неделю до празднования 110-летия со дня рождения академика М. А. Лаврентьева в Музее Сибирского отделения Российской академии наук состоялось заседание Научного совета по музеям СО РАН.
Тематика встречи была предопределена: прежде чем приступить к некоторым рабочим вопросам (презентации Портала музеев СО РАН, отчету о выполнении плана работы за 2010 год), собравшимся была представлена новая экспозиция, посвященная основателю Сибирского отделения. Открывая заседание, директор музея к.и.н. Н. М. Щербин напомнил о значимости события и масштабной подготовке, которая велась многие месяцы — был разработан целый комплекс мероприятий, создан оргкомитет. И, несмотря на то, что постоянная экспозиция Музея СО РАН посвящена именно М. А. Лаврентьеву, было принято решение создать отдельную выставку, найти те предметы, которые свидетельствовали бы о нем «как о земном, обычном человеке», в то же время обладавшем огромной силы характером и сделавшем практически невозможное в плане организации новой в то время научной структуры.
«Мы хотели показать простые атрибуты его жизни, которые говорят сами за себя, — подчеркнул Николай Макарович. — Их и выносим на ваше суждение, ведь они стоят того. Сотрудники нашего музея своими руками, с большой любовью оформляли зал. Люди проявляют к выставке большой интерес, замечают, что «всё здесь дышит Лаврентьевым». Действительно, выставленные в музее вещи на первый взгляд обыденны — швейная машинка старого образца, радиоприемник, чемодан, сундук... Если не знать, что именно с ними Лаврентьевы приехали в Сибирь, внимания не обратишь. Но здесь же — фотография Веры Евгеньевны, пальто Михаила Алексеевича, письма от школьников. И представленные объекты приобретают уже совершенно иной смысл, становятся своего рода символом времени, символом перемен, как, впрочем, всё, что связано с именем Лаврентьева. Недаром, отметил Н. М. Щербин, «когда мы говорим о М. А. Лаврентьеве, вспоминаем другого Михаила — Ломоносова. Один шел с востока на запад, другой — с запада на восток, но как же много у них общего».
В этом же ключе начал свое выступление следующий докладчик — директор Института истории СО РАН чл.-корр. РАН В. А. Ламин. Он указал на «сходство исторических процессов», заметив при этом, что и сейчас, несмотря на то, что в науке и образовании вводятся новые стандарты, это похоже на петровские реформы. Однако, если Петр знал, что делал, то сейчас, сказал Владимир Александрович, «у меня впечатление, что даже сами реформаторы не знают, чем это кончится». Он вспомнил идею о том, что в конце каждого столетия, как правило, наступают «смутные времена», когда возникает вопрос «что делать?», и привел немало примеров тому, установив исторические параллели. Что же касается «эпохи Лаврентьева», ему удалось попасть в период, когда смятение в обществе прошло, а новое — не наступило; поэтому и удалось реализовать столь смелый проект и справиться со всеми трудностями. «Мы должны закрепить в сознании поколений, — резюмировал В. А. Ламин, — что это был настоящий подвиг. Ведь решать повседневные проблемы порой сложнее, чем выдвинуть идею. Наша задача — сохранить память об этом».
Часть экспозиции по замыслу посвящена художнице из Академгородка Н. А. Савельевой, автору эмблемы СО РАН, одной из соратников и единомышленников создателя Сибирского отделения. В зале выставлены акварели с изображением гор, которые были, судя по всему, её страстью — она и сама ходила в горы, там и погибла в достаточно молодом возрасте. А во время совместной работы с М. А. Лаврентьевым, в конце 50-х, рисовала плакаты, лозунги, подбадривая новоявленных сибиряков. Понравилась одна из таких табличек — подобные вывешивали на дверях домиков тех сотрудников, которые уехали, не выдержав первой зимы. И как-то Михаил Алексеевич произнес: «Обезьяны в Сибири жить не могут. Они замерзнут!» Эта забавная фраза была подхвачена и растиражирована в плакатах... По-видимому, чувство юмора — ещё один штрих к личности Лаврентьева.