Новости
«Наука в Сибири», 11.11.2010: «Город как культурное пространство»
12 ноября 2010Е. Садыкова, «Наука в Сибири». 2010. 11 ноября. № 45 (2780).
В Институте истории СО РАН 21–22 октября прошел VIII Всероссийский научный симпозиум «Проблемы культуры городов России: теория, методология, историография».
Организаторами выступили Омский филиал института археологии и этнографии СО РАН, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Сибирский филиал Российского Института культурологи, Институт истории Сибирского отделения РАН. В нынешнем форуме приняло участие 58 человек (что существенно превысило ожидание) примерно из 10 российских городов. Было подано около 100 заявок, но поскольку финансовые возможности большинства участников ограничены, симпозиум проходил как в очной, так и в заочной формах. Докладчики осветили самый широкий спектр вопросов — от проблемной историографии до национально-культурных процессов в городском пространстве. Временной охват тоже был достаточно широким — от XVII века до современности.
О самом форуме, а также о культурных проблемах Новосибирска и Академгородка рассказывает постоянный участник конференции Михаил Викторович Шиловский, зав.кафедрой истории России НГУ, зав.сектором истории второй половины XIX — начала XX вв. Института истории СО РАН, профессор, д.и.н, зам.председателя оргкомитета.
О форуме
Интерес к истории сибирского города, к урбанистике последнее время проявляется стабильно по целому ряду причин. Прежде всего, потому, что город, как я считаю, представляет собой своеобразный локомотив развития общества. Хотя города возникли значительно позже деревень, и человечество достаточно долго проходило через аграрный этап своей истории, тем не менее, именно в городе, в городской среде все процессы ускоряются, зарождаются инновации во всех сферах человеческой деятельности, от материальной до духовной культуры.
Участники форума, который проходит уже в восьмой раз, встречаются в разных городах: в Новосибирске, в Омске, Томске, Красноярске и т.д. Ведущие позиции здесь занимают омичи. Генераторами идей являются профессора Николай Аркадьевич Томилов, директор Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН, и Дмитрий Андреевич Алисов, зам. директора и зав. сектором социально-культурных аспектов урбанизации Сибирского филиала Российского института культурологии. В настоящее время идет активное изучение культурно-исторических процессов каждого города в отдельности, правда, далеко не по всем направлениям — это зависит от многих факторов, в том числе от кадровой проблемы, отношения в городе к своей истории и т.д.
Так или иначе, мы пытаемся всё это изучать, и хотя еще не до конца исследованы старые проблемы, постоянно возникает целый комплекс новых вопросов. Например, проблема психоментальности. Город — это своеобразный плавильный котел, в котором «переваривается» традиционный уклад, формируется открытое общество. Актуальны проблемы облика города, его исторических традиций, отношения горожан к своему историческому прошлому, историческим памятникам, степень их толерантности.
Город как плавильный котел
Я занимаюсь концом XIX — началом XX века — это так называемый период первой российской ускоренной модернизации. В это время народ активно осваивал новые земли, и именно тогда появился наш Новониколаевск. Осваивать новые земли ехали не только крестьяне-аграрии, но и представители других сословий, и не только в деревни, но и в города. В 1917 г. примерно 95 % жителей будущего Новосибирска составляли выходцы из крестьян, то есть город выполнял функцию плавильного котла. Но не до конца. Произошло некое общее окрестьянивание населения, и к 1917 году горожане демонстрировали отнюдь не гражданское, а в большей степени традиционное, бунтарское поведение. Город не успевал «переваривать» массу крестьян, военнослужащих (в Новониколаевске стоял большой гарнизон во время Первой мировой войны, более 50 тыс. солдат — по сути, те же деревенские парни, одетые в солдатские шинели). Поэтому, например, сахарный бунт 1916 года, а также события 1917–18 гг. стали проявлением крестьянского поведения, а не городского, индустриального.
Отношение к прошлому
В недавней «Вечёрке» появилась статья о сносе памятников, прежде всего памятника В.И. Ленину напротив Оперного театра и прочих, установленных в коммунистическое время всевозможным лидерам — партийным, советским, государственным. Видимо, общество это будоражит.
В старых городах, как правило, есть некая общая тенденция — они существуют как единое социокультурное пространство. И хотя там тоже бывает много приезжих, например, студенты, городам обычно приходится ежегодно «переваривать» по 30–40 тыс. человек, и они успешно справляются с этой функцией.
Новосибирск по сравнению с Томском и Омском молод и космополитичен. И при этом он разорван, разрознен, у него нет единого социокультурного пространства и единой интеллектуальной элиты. Академгородок — это одна площадка или зона, центр — другая, Левый берег — третья. Отношения представителей этих элит между собой непростые, и они никак не воспринимают себя в качестве единого целого. И в этом тоже наша специфика.
Во-вторых, в старых городах есть богатые дореволюционные традиции, поэтому у них бережное отношение и к недавнему прошлому. Например, какой-нибудь губернатор Томской области — это предмет гордости. Просветителей, учёных, старца Фёдора Кузьмича — всех почитают и уважают. Например, в прошлом году в Иркутске отмечали 200-летие Н.Н. Муравьева-Амурского, восточносибирского генерал-губернатора, который подписал мирный договор с китайцами в 1858 г. А у нас в Новосибирске, казалось бы, нет истории, нет прошлого, только скучные советские будни. Серые заводы и так далее, все невыразительно, убого. Этот стереотип в последнее время начал преодолеваться, многое сделано для извлечения Новониколаевска-Новосибирска из исторического небытия. Так, появилось большое количество литературы, посвященной истории города, выпущена энциклопедия «Новосибирск», очерки его истории в 2-х томах, издано несколько альбомов и целый ряд книг о нашем городе, появились интересные образовательные программы и т.д.
В том числе был неплохо освещён и советский период, и оказалось, что в нашем прошлом тоже много интересного. Взять, например, тот же Чкаловский завод, на котором работал Бартини, итальянский авиаконструктор-коммунист. Кроме того, там очень интересная промышленная архитектура — модерн и др. Есть, оказывается, что изучать и в советском периоде.
Новосибирску не повезло с точки зрения формирования единого городского пространства, он развивался сегментами. Строили завод, вокруг него посёлок, и делали одну дорогу-выезд, примерно как в Академгородке.
Существует некий традиционный облик города как единого культурного пространства, который подается через архитектуру, градостроительство, малые архитектурные формы, в том числе памятники. В этом плане мы серьёзно отстали от других городов. Памятники в Новосибирске можно буквально пересчитать по пальцам. Хотя в последнее время ситуация меняется. Появился ряд интересных памятников, например, А.Д. Крячкову, А.И. Покрышкину. Даже в Академгородке стало что-то появляться — памятники М.А. Лаврентьеву, В.А. Коптюгу. Хотя всё равно это очень мало. Малые архитектурные формы у нас почему-то не приживаются, и при каждом удобном случае их стараются уничтожить, позабыть и так далее, и это грустно.
Облик города
Мне приходилось долгое время работать в городе, и я обратил внимание на такое явление: из публичных зданий как архитектурная деталь полностью исчезают окна. И даже в Академгородке, например, в ТЦ, они заделаны, их фактически нет. Я понимаю, что как технические средства освещения они в наше время не нужны, но ведь они же играют ещё и определенную эстетическую роль. Это же не просто амбар без окон, без дверей, расположенный в деревне на задворках. Эти здания находятся в центре, на главных улицах.
Торговый центр Акдемгородка сдавали при мне. Я тогда еще был студентом и прекрасно всё помню. Безусловно, это не шедевр архитектуры, может быть, универмаги в Европе сделаны получше, но всё-таки это творение человеческих рук, которое достойно уважения и сохранения в своем изначальном виде. Оно играет некую эстетическую роль. Люди идут в ТЦ не столько за покупками (там всё намного дороже, чем в других местах), сколько из эстетических соображений — их привлекает архитектурное оформление, дизайн здания. Теперь весь город покрыт безобразными зданиями торговых и развлекательных комплексов. С одной стороны, понятно, их строить быстрее и дешевле. Но ведь они абсолютно безлики, и эта безликость начинает утверждаться — вначале где-то на окраинах, а теперь уже и в центре. И ничего хорошего в этом я не вижу как с точки зрения эстетического оформления города, так и воспитания нашего подрастающего поколения. Я понимаю, что это — массовая культура. Но разумный предел должен быть всему. Необходимо сочетание рациональных подходов и подходов художественных. Нужно воспитывать вкусы, тем более, что мы претендуем на звание столицы Сибири. Должны быть не только инновации и технократический подход, но и вкус, эстетика, культура. И в этом нужно равняться на наших соседей — Омск, Томск, Иркутск.
Академгородок
В свое время наши просветители, начиная с декабристов, считали, что достаточно в России ввести всеобщую грамотность, как мы станем цивилизованной страной. Сейчас у нас всеобщая грамотность, но она почему-то не спасает. Конечно, когда Академгородок только строился, он был на несколько порядков лучше Новосибирска — и в культурном плане, и с точки зрения близости к природе, комфортности проживания, и с точки зрения микроклимата. А сейчас мы очень серьезно проигрываем городу. Отдаленность от центра приводит к замкнутости. С одной стороны — море, с другой — кладбище, посредине — мы. Молодёжь к нам из города не едет, далеко и дорого, а ведь именно там формируются коммуникационные связи, культурно-исторические и прочие. В этом отношении город за последние годы сильно вырос и продвинулся.
А мы постоянно находимся в состоянии стагнации. Апогей развития Городка, по моему мнению, пришелся на 1960-е годы, до ухода М.А. Лаврентьева. Потом началась стагнация, а сейчас — откровенный развал проекта «Академгородок». И, что самое интересное, научное сообщество ничего не делает, чтобы эту ситуацию хоть как-то изменить. Сетуем, что денег не дают и т.д. Но чтобы обустроить это место, больших денег не надо, нужно только желание. Мы гордимся тем, что являемся научным центром Сибири. Но для того, чтобы учить других, как жить, как обустраивать Сибирь, нужно начать с себя. Начать с малого — привести в порядок лес, поставить урны и так далее. И написать историю Академгородка.