О XIII выездной сессии Научного совета РАН по проблемам экономической истории

Объявления

02.04.2024
01.04.2024 г. состоялись выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
В понедельник 1 апреля 2024 года состоятся выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
Научно-практический семинар «Смертность населения и развитие здравоохранения в Советской России» 15 апреля 2024 г.
Подробнее

22.03.2024
О проведении конкурса на замещение вакантной должности научного сотрудника
Подробнее

20.03.2024
Миниобрнауки РФ утвердило кандидатуры, выдвинутые на должность директора Института истории СО РАН
Подробнее

Все объявления

Новости

О XIII выездной сессии Научного совета РАН по проблемам экономической истории

12 февраля 2020

7–9 февраля 2020 г. в Звенигороде состоялось XIII выездная сессия Научного совета РАН по проблемам экономической истории.

Она началась с отчета о работе Совета и его региональных центров в 2018–2019 гг. и внесения изменений в состав Научного совета и его бюро.

В составе совета учреждены две должности заместителей председателя. На них утверждены директор Института истории и археологии УРО РАН д-р ист. наук Игорь Васильевич Побережников и директор Института истории СО РАН, канд. ист. наук Вадим Маркович Рынков.

Оба заместителя вошли также в состав бюро Научного совета.

На презентации новых изданий по экономической истории было представлено несколько столичных изданий и публикации Института истории СО РАН:

  • Орлов Д.С., Ильиных В.А., Андреенков С.Н. Сельское хозяйство Западной Сибири во второй половине 1960-х – 1980-е гг.: динамика, организационно-производственная и отраслевая структура. Новосибирск: Сибпринт, 2018. 304 с.
  • Савицкий И.М. Советская экологическая политика и ее последствия в Западной Сибири (конец 1930-х–конец 1990-х годов). Новосибирск: Издательство СО РАН, 2018. 599 с.
  • Социально-трудовые отношения и конфликты в сибирской провинции (1922–1933 гг.). Вып.2. (1929–1931 гг.). Сборник документов и материалов / Отв. ред. С.А. Красильников. Новосибирск: ООО Allprint, Новосибирск, 2019. 636 с.
  • Сельское хозяйство Новосибирской области (аналитические записки областного статистического управления): сборник документов / отв. ред. В.А. Ильиных, Р.Г. Сидоров. Новосибирск: Сибпринт, 2019. 532 с.

Сессия продолжилась серией из десяти проблемно ориентированных научных докладов.

Во второй день работы отдельное заседание Совет посвятил 100-летию Гражданской войны. В центре внимания оказались проблемы экономической политики противоборствующих сторон.

С докладом о политике военного коммунизма выступил заведующий Центром экономической истории ИРИ РАН, д-р ист. наук Виктор Викторович Кондрашин.

Он остановился на анализе причин установления политики военного коммунизма. Как полагает докладчик, в первые месяцы после прихода к власти большевики не имели плана управления экономикой. Магистральное направление экономической политики определялось марксистской доктриной, тогда как темпы и методы проведения конкретных мероприятий во многом задавала конкретная историческая ситуация и практика предшественников. Большую роль в становлении экономической политики советской власти сыграл пример Германии и опыт царского правительства.

Доклад об экономической политике антибольшевистских правительств на востоке России сделал Вадим Маркович Рынков.

К важнейшим ее чертам докладчик отнес сохранение коммерческих принципов взаимодействия между субъектами хозяйственных отношений, преимущественно правовых методов их регулирования. Результат выразился в более медленной, чем в Советской России, динамике инфляционных процессов, меньшей степени натурализации экономики. Такой тип политики не позволял создать достаточный ресурсомобилизующий потенциал. Противники большевиков не справлялись принятыми на себя экономическими обязательствами, вынуждены были наряду с рыночными, использовать административные рычаги воздействия на экономику. Правительственные органы оказались слабыми регуляторами хозяйственных процессов, запускали маховик неплатежей и фактически перекладывали часть государственных расходов (военных, хозяйственных, социальных) на владельцев капиталов и органы местного самоуправления.