Новости
Сотрудники Института истории СО РАН приняли участие в Международной научно-практической конференции «Историческая наука и образование в XXI веке»
30 марта 2021Старший научный сотрудник, канд. ист. наук Сергей Николаевич Андреенков представил доклад «Репрезентация учебного материала в школьных учебниках по региональной истории. (Из опыта участия в подготовке пособия по истории Новосибирской области)», в котором акцентировал внимание на том, что преподавание истории родного края является важной составляющей школьного исторического образования, которая оказывает значительное влияние на формировании у подрастающего поколения необходимого гражданственного россиецентричного мировоззрения. Опираясь на опыт участия в подготовке пособия по истории Новосибирской области, Сергей Николаевич осветил проблему соотношения глобальных, общестрановых и локальных процессов при репрезентации учебного материала в пособиях по региональной истории, а также вопросы использования различных средств его презентации учащимся.
Старший научный сотрудник, канд. ист. наук Денис Анатольевич Ананьев выступил с докладом «Дореволюционная история Сибири и Дальнего Востока в современной англоязычной историографии: проблемы и перспективы изучения». Денис Анатольевич рассмотрел деятельность специализированных центров изучения сибирской истории, действовавших в США, Канаде и Великобритании в конце XX – начале XXI в., охарактеризовал источниковую базу, основные теоретико-методологические подходы и концепции сибирской истории, предложенные западными историками, проблематику работ современных западных историков-сибиреведов, оценил перспективы развития западного сибиреведения как историографического направления.
Ведущий научный сотрудник, д-р ист. наук Галина Михайловна Запорожченко в докладе «Образование в контексте глобальных трендов общественного развития» осветила проблему совершенствования общественного интеллекта, человеческого капитала и образования, связанную с происходящей сменой исторической парадигмы развития: от «отчужденной истории» к управляемой естественно-исторической эволюции. Галина Михайловна обозначила ряд глобальных трендов современности, таких как переход от индустриального общества к постиндустриальному информационному, переход от авторитарной к демократической модернизации, переход к пост-ресурсной и пост-трудовой экономики, трансформация этики, трансформация форматов социальных отношений и ряд других. Докладчик акцентировал внимание на том, что в этих условиях особое место занимают общественные педагогические системы и социальный институт образования, а актуальные новации в сфере образования представляют современный учебно-образовательный процесс как «мир мотивирующих сред».
Старший научный сотрудник, канд. ист. наук Алексей Константинович Кириллов в докладе «Интернет-коллекция “Старожил и новосёл”: возможности применения в учебном процессе» раскрыл потенциал использования интернет-коллекции, в которой представлены архивные документы и статьи историков о Великом Сибирском переселении конца XIX – начала XX века, в рамках школьного образования. Алексей Константинович убежден в том, что эта коллекция может быть полезна не только профессиональным историкам-исследователям, но и школьникам за счет того, что сканированные изображения документов дают возможность прикоснуться к давно ушедшей эпохе, а тексты документов раскрывают захватывающие житейские истории и позволяют увидеть Столыпинское переселение крестьян в Сибирь как часть крупных исторических явлений. Истории о том, как сотрудничали, враждовали и договаривались друг с другом сибирские старожилы и новоселы могут быть полезны для понимания социальных процессов дореволюционной России и для сопоставления миграций разных эпох.
Заместитель директора по науке, д-р ист. наук Александр Алексеевич Николаев представил доклад «Анализ учебников издательских центров ДРОФА, ВЕНТАНА-ГРАФ для углубленного изучения Отечественной истории в средней школе». Александр Алексеевич выявил сильные стороны указанных учебников, такие как использование современного научного инструментария с учетом объективных и субъективных факторов исторического процесса, использование достижений историографии постсоветского времени, что позволило избавить тексты от некоторых устаревших клише, а также дополнить их темами, которым прежде уделялось недостаточно внимания. Отмечено стремление авторов учебников представить учебно-методический комплекс, характеризующийся единством научно-исторических и педагогических подходов, общим планом организации содержания и оформления всех учебников. Также были выявлены и серьезные недостатки, которые можно объяснить во-первых, короткими сроками работы авторских коллективов, во-вторых, промежуточным характером представленных для рецензирования текстов, которые должны дорабатываться авторами, прежде чем подвергнутся массовому тиражированию для использования в учебном процессе.
Ведущий научный сотрудник, д-р ист. наук Наталия Николаевна Родигина представила доклад «Какой быть детской литературе о Сибири: версии 1950-х гг.». В результате исследования на основе неопубликованных протоколов совещаний детских писателей Сибири (сентябрь 1953 г. и май 1958 г.), публикаций об этих совещаниях и о региональной детской литературе в газете «Советская Сибирь» и журнале «Сибирские огни» (1950–1958), списков рекомендательной литературы, составленных столичными и сибирскими библиотеками Наталия Николаевна выявила взгляды литераторов, педагогов и библиотекарей указанного времени о том, что и кто должен писать о Сибири для детей, какие сюжеты прошлого, настоящего и будущего этого региона должны быть отражены в детских книгах.
Директор института, канд. ист. наук Вадим Маркович Рынков в докладе «Что делать с нарративом? Проблема классификации повествовательных источников» затронул тему полноты существующей видовой классификации письменных источников, которая считается основополагающей для системного изучения в научной и прежде всего учебной литературе по источниковедению. Традиционно письменные источники делятся на две большие группы – документальные и повествовательные. Применительно к документальным деление источников на виды и разновидности хорошо разработано и адаптировано исследователями к разным историческим периодам, что вполне отражено в большинстве учебников. В своем выступлении Вадим Маркович поставил вопрос о том, что повествовательные источники в учебной литературе описано относительно полно только для русского средневековья. По более поздним эпохам такие источники описаны фрагментарно, а вместо внятного деления на виды авторы вводят иные концепты, предлагающие их рассмотрение и даже группировку по совершенно иным принципам: периодическая печать, эго-документы, массовые источники. Автор предложил на обсуждение свою классификацию, основанную на видовом принципе и достаточно полно охватывающею повествовательные источники разных исторических периодов.
Заведующий сектором, д-р ист. наук Михаил Викторович Шиловский в докладе «Актуальные проблемы преподавания отечественной истории на негуманитарных факультетах ВУЗов» коснулся существующей на данный момент в преподавательской практике проблемы упрощенного преподавания отечественной истории студентам негуманитарных направлений подготовки. Михаил Викторович обозначил позицию, согласно которой Курс истории России (Отечественной истории) для студентов не историков всех специальностей должен оставаться в учебных планах и в реальной практике обучения; его не надо разбавлять всеобщей историей, культурологией и политологией; курс не должен дублировать школьную программу изучения отечественной истории. Относительно студентов полноценный курс Отечественной истории должен выполнять триединую задачу: во-первых, способствовать получению навыков выявления причинно-следственных связей на примере наиболее важных событий прошлого; во-вторых, знакомить с основными приемами критики источников; в-третьих, способствовать формированию навыков самоопределения в политике, выработке индивидуального взгляда на отечественную историю.