Состоялась Международная научная конференция «“История в кино, кино в истории”: современные практики анализа кинотекста»

Объявления

25.04.2024
О результатах конкурса на замещение вакантной должности старшего научного сотрудника
Подробнее

02.04.2024
01.04.2024 г. состоялись выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
В понедельник 1 апреля 2024 года состоятся выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
Научно-практический семинар «Смертность населения и развитие здравоохранения в Советской России» 15 апреля 2024 г.
Подробнее

22.03.2024
О проведении конкурса на замещение вакантной должности научного сотрудника
Подробнее

Все объявления

Новости

Состоялась Международная научная конференция «“История в кино, кино в истории”: современные практики анализа кинотекста»

6 мая 2022

26–27 апреля 2022 г. в Новосибирске прошла Международная научная конференция «“История в кино, кино в истории”: современные практики анализа кинотекста», организаторами которой выступили Институт истории СО РАН и Центр культуры и отдыха «Победа». В научном форуме приняли участие этнографы, историки, социологи, искусствоведы из Барнаула, Вологды, Екатеринбурга, Иркутска, Магнитогорска, Москвы, Новосибирска, Санкт‑Петербурга, а также из Казахстана и Японии.

В ходе встречи обсуждались различные вопросы, связанные с историей российского и зарубежного кинематографа, трактовкой исторических реалий в игровых и документальных фильмах, созданных в различные временные периоды. Работа была организована в рамках пяти секций: «Вопросы теории и истории кино», «Народы СССР в отражении художественного кинематографа», «Зарубежный кинематограф XX – начала XXI века», «Документальное кино в СССР», «История России в художественном кино».

С подробной программой можно ознакомиться на сайте «ИИ СО РАН: Конференции»

Публикация о конференции в газете «Наука в Сибири»



Многочисленную аудиторию, в том числе 30 студентов Гуманитарного института Новосибирского национального исследовательского государственного университета, собрало первое заседание форума, состоявшееся в конференц-зале Президиума Сибирского отделения РАН. Обсуждение началось с выступления кандидата исторических наук, преподавателя НГУ С.О. Егорова «Кино, история, идеология: подходы к интерпретации кинотекста». Докладчик привлек внимание слушателей к изучению кинематографа как исторического источника, обозначив методологические и теоретические подходы. Заданную тему продолжила доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой Уральского федерального университета Л.Н. Мазур в докладе «Визуализация пространства провинциального города в советских художественных фильмах 1930–1980-х годов: между будущим и прошлым». Людмила Николаевна отметила, что визуализация пространства в исторической динамике – одно из преимуществ художественного кинематографа как исторического источника. Фильмы позволяют увидеть ту среду, в которой разворачивается сюжет, несет значимую семиотическую нагрузку, наполняя добавочными смыслами создаваемые образы времени, места, героев и событий. Далее последовало выступление кандидата социологических наук, доцента Уральского федерального университета Н.В. Веселковой и доктора социологических наук, профессора Уральского государственного педагогического университета Е.В. Прямиковой «“Здесь снимали кино!”: съемки как событие культурной истории и социальной памяти малого города». На примере трех фильмов авторы показали, как натурные съемки включаются в культурную историю и социальную память жителей небольших населенных пунктов.

Кульминацией первого заседания стала встреча с участниками конференции почетного гостя – советского и российского кинорежиссера, сценариста, оператора, педагога, народного артиста России, члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, члена Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, члена Попечительского Совета Государственного Эрмитажа Александра Николаевича Сокурова. После беседы с участниками конференции режиссер посетил Институт ядерной физики СО РАН и СУНЦ НГУ (Физматшколу).

Второе заседание началось после обеда в здании Института истории СО РАН и было посвящено отражению национальных проблем и национального колорита в советской художественной кинематографии. Кандидат исторических наук, преподаватель Магнитогорского политехнического колледжа В.А. Токарев в докладе «Советские культуртрегеры и пасынки “Мечты”: маргинальная Польша в трактовке “Мосфильма”» на примере фильма «Мечта» рассмотрел нагнетание антипольской пропаганды в СССР накануне Второй мировой войны. Доктор (PhD) этнологии, кандидат исторических наук, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН В.А. Беляева-Сачук и кандидат философских наук, сотрудник Российского государственного гуманитарного университета Е.Ю. Трушкина представили сообщение «Образ буддизма в советском кинематографе 1920–1930-х годов». Авторы пришли к выводу, что режиссеры, с одной стороны, использовали образ буддизма и буддийских священнослужителей как порабощающей силы и орудия эксплуатации бедняков, а также как прослойки локального общества, которая для своей выгоды сотрудничает с иностранными колонизаторами и захватчиками, с другой – буддизм представлен как красивый и непонятный для жителей европейской части СССР экзотический элемент культурного ландшафта Восточной Сибири. PhD-докторант Казахского национального педагогического университета им. Абая И.В. Крупко и доктор исторических наук, профессор Ж.Б. Абылхожин озвучили доклад «Исторические сюжеты и образы формирования советской идентичности казахов на материалах фильмов “Наш милый доктор” (1957) и “Земля отцов” (1966)». Эти киноленты наиболее ярко демонстрируют диалог и диалектику этнической и общесоветской идентичностей, иллюстрируя этнокультурные и идеологические трансформации казахстанского общества во второй половине ХХ в. Выступление кандидата исторических наук, доцента, профессора Казахского национального педагогического университета им. Абая Т.Т. Далаевой «Культурные практики самодеятельного искусства советского Казахстана в фильмах-концертах киностудии “Казахтелефильм” в 1963–1991 годах: от официальных идеологем к национальному содержанию» было сосредоточено на анализе практик представления самодеятельного искусства Казахстана в документальном кино периода позднего социализма. Автор отметил, что любительское творчество можно рассматривать как определенный социально-художественный срез и отражение повседневности широких социальных слоев общества. Бытование народных песен и любительского самодеятельного творчества во второй половине ХХ в. отчасти было направлено на преодоление официальных идеологем и сохранение культурного национального кода.

На этом же заседании были проанализированы два сюжета из истории зарубежного кинематографа XX – начала XXI в. Профессор Университета Аояма Гакуин П.Э. Подалко выступил на тему «Превращение врага в друга – Япония и японцы в американском кино 40–60-х годов ХХ века», показав, как с помощью кинематографа предпринимались попытки изменить отрицательное восприятие Японии и японской нации в массовом сознании американцев в послевоенный период. Кандидат исторических наук, сотрудник Алтайского государственного педагогического университета Н.Н. Головченко в докладе «“Томирис”: в поисках идентичности» разобрал художественный фильм А. Сатаева «Томирис», вышедший на экраны в 2019 г. Посвященный легендарной «царице массагетов» Томирис, в 530 г. до н.э. победившей персидского царя Кира II Великого, наряду с историческим повествованием в рамках костюмированной драмы фильм отражает современные штампы о древнем мире и проблемы, совершенно не свойственные раннему железному веку, зато проистекающие из текущей общественно-политической повестки.

На следующий день работа конференции продолжилась в Центре культуры и отдыха «Победа» с обсуждения потенциала кинематографа для изучения этнографического материала. Доктор философских наук, доцент, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Е.В. Головнёва выступила на тему «Антирелигиозный фильм Анатолия Терского “У сектантов”» (1930)», рассмотрев историю формирования особого жанра в сегменте просветительского кино о народах и культурах 1920–1930-х гг. – советского антирелигиозного фильма. Доктор исторических наук, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН И.А. Головнёв озвучил доклад «Киноатлас СССР: “Туруханский край” Виктора Сытина». Основанный на архивных документах доклад фокусируется на значительном эпизоде в истории визуальной антропологии – теоретических разработках и практических опытах В.А. Сытина – ученого, писателя, руководителя киносекции Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, связанных с развитием этногеографического кино в Советском Союзе на рубеже 1920–1930-х гг. Кандидат философских наук, доцент Высшей школы экономики В.О. Васильева и кандидат философских наук, сотрудник Российского государственного гуманитарного университета Е.Ю. Трушкина в докладе «Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы» пришли к выводу, что этнографическое кинопроизводство в позднем СССР осуществлялось на разных организационных платформах, из разных «точек» и с участием весьма пестрого диапазона профессионалов и любителей и это стало одним из факторов, определяющих сложность феномена позднесоветского этнографического фильма.

Проблема взаимоотношений центра и периферии была поднята в выступлении доктора исторических наук, профессора Омского государственного педагогического университета М.К. Чуркина «“…Там хроника для нас перед сеансом”: репрезентации советского проекта внутренней колонизации в киножурнале “Сибирь на экране”». Докладчик высказал предположение, что в ряде сюжетов за характерным для советской кинохроники пропагандистско-пафосным флером скрывались традиционно сложные представления имперской власти об административно-политической, экономической, социокультурной и ментальной организации пространства периферии.

Отдельный блок докладов был посвящен анализу того, как интерпретировались те или иные периоды в истории России в художественном кинематографе. Кандидат исторических наук, сотрудник Института истории СО РАН И.Р. Соколовский озвучил сообщение «Отечественная история XVII века в кинематографе СССР», остановившись на отражении отечественной истории XVII в. в работах советских кинематографистов. Доктор исторических наук, заведующий кафедрой Вологодского государственного университета М.А. Безнин и доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Вологодского государственного университета Т.М. Димони в выступлении «Кинофильм “Земля” (1930) как отражение трансформации отношений собственности» проанализировали проблему общественного восприятия глобального изменения отношений собственности в советской деревне, приходящегося на рубеж 1920–1930-х гг., рассмотрели историю восприятия фильма властью и зрителями, а также его судьбу в ХХ в. Кандидат исторических наук, сотрудник Института истории СО РАН А.И. Савин посвятил свое выступление «Фильм “Чапаев” как инструмент реабилитации героя-индивида» анализу данного фильма в контексте смены марксистской парадигмы и амнистии исторической личности в СССР в середине 1930-х гг. Доктор исторических наук, профессор Уральского федерального университета Олег Витальевич Горбачев озвучил доклад «Семантика предметного мира советского деревенского кино периода “оттепели”». Деревенский кинематограф второй половины 1950–1970-х гг. достаточно полно отразил повседневные реалии советского села. Изменение семантики презентуемого на киноэкране предметного мира в период «оттепели» в сравнении со сталинским периодом обусловлено ослаблением идеологического контроля, смещением баланса «коллектив – личность» в сторону личности, влиянием технического прогресса, процессами модернизации и урбанизации. Доктор педагогических наук, доцент, профессор Омского государственного педагогического университета Н.И. Чуркина в докладе «“Оттепель” в школьной культуре: родительские собрания в советском кино (1960–1970-е годы)» выявила тенденции демократизации школьной культуры через формат родительских собраний, изменения педагогического и родительского дискурса и его отражения в советском кино 1960–1980-х гг. Заключительный доклад сделал кандидат исторических наук, сотрудник Института истории СО РАН Д.А. Ананьев «Ностальгия по “оттепели” в советском кинематографе второй половины 1970-х – середины 1980-х годов». В своем выступлении он показал, что в советском кинематографе осмысление эпохи «оттепели» началось еще до ее завершения, в рамках поколенческого дискурса, поначалу – с критического взгляда на «шестидесятников», который в середине 1970-х гг. сменился ностальгической репрезентацией недавнего прошлого.

В рамках работы конференции в Центре культуры и отдыха «Победа» прошли встречи с режиссерами и демонстрация целого ряда документальных и художественных кинолент. Трилогию документальных фильмов о хантах Сибири («Маленькая Катерина», «Старик Петр», «Месторождение») и документальный фильм «ПереСказы Бажова» представил их создатель Иван Андреевич Головнёв. Полные залы собрали фильмы А.Н. Сокурова «Элегия из России» и «Фауст». Александр Николаевич ответил на вопросы зрителей, объяснил суть и авторский замысел продемонстрированных картин.

Международная научная конференция «“История в кино, кино в истории”: современные практики анализа кинотекста» стала ярким, запоминающимся событием в культурной жизни Новосибирска, чему поспособствовало объединение усилий Института истории СО РАН и Центра культуры и отдыха «Победа». Организаторы конференции получили многочисленные благодарственные отклики и пожелания сделать такие встречи регулярными.