Новости
Сотрудники Института истории СО РАН приняли участие в работе XI Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История»
13 февраля 2023В Екатеринбурге 8–11 февраля 2023 г. состоялась XI Всероссийская научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История». Организаторами конференции были Екатеринбургская митрополия Русской православной церкви, Екатеринбургская духовная семинария и Миссионерский институт Екатеринбургской епархии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральский государственный горный университет, Уральское церковно-историческое общество.
Проблематика конференции привлекла внимание исследователей из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Биробиджана, Великого Новгорода, Вологды, Кемерово, Кирова, Кисловодска, Кургана, Нижнего Новгорода, Орла, Перми, Ростова-на-Дону, Сергиева Посада, Смоленска, Тобольска, Томска, Тюмени, Челябинска и др. В ходе работы в смешанном формате девяти секций было заслушано 135 докладов, посвященных актуальным проблемам богословия, истории Русской православной церкви и государственно-церковных отношений, истории старообрядчества, древнерусской литературы, традиционной книжной культуры.
В работе конференции приняли участие научные сотрудники сектора археографии и источниковедения Института истории СО РАН: д‑р ист. наук Наталья Сергеевна Гурьянова, д‑р филол. наук Людмила Ивановна Журова, д‑р филол. наук Тамара Васильевна Панич, канд. филол. наук Любовь Васильевна Титова, канд. ист. наук Лариса Денисовна Демидова, канд. ист. наук Станислав Геннадьевич Петров, канд. ист. наук Николай Алексеевич Старухин. Они работали в двух секциях: «Православная церковь в истории России и Урала. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви русской и религиозная политика советской власти» и «Традиционная книжная культура и история старообрядчества». Заседания второй из названных секций были посвящены памяти известного российского историка, источниковеда и археографа Анатолия Тимофеевича Шашкова (1953–2007).
В докладе Л.И. Журовой «А.Т. Шашков в истории науки о Максиме Греке» рассмотрено научное наследие А.Т. Шашкова в изучении рукописной традиции и творчества Максима Грека. Установлено, что имя молодого исследователя было введено в максимогрековедение в 1975 г., дана современная оценка трудов историка. Выделены ключевые позиции его концепции об освоении трудов Святогорца в старообрядческой книжной культуре. Археографические открытия А.Т. Шашкова положены в основу современных знаний о складывании Поморского кодекса ученого грека. Результаты исследований А.Т. Шашкова признаны и приняты в отечественной науке об афонском монахе и русском публицисте.
Н.С. Гурьянова представила в докладе «Творческое наследие Максима Грека и оформление идеологии движения защитников старого обряда» результаты анализа произведений и рукописных сборников, в которых текст сочинения «Сказание како знаменоватися крестным знамением» Максима Грека был включен в качестве аргумента при защите отстаиваемой точки зрения на введение патриархом Никоном троеперстия. Сделан вывод, что авторами и составителями осуществлена работа по усилению авторитета афонца в среде старообрядцев, который стал безусловным, а его сочинения вошли в их систему книжных авторитетов.
В докладе Т.В. Панич «Образы лидеров урало-сибирского старообрядчества в “Сибирских посланиях” Игнатия (Римского-Корсакова)» рассмотрены особенности авторской трактовки образов лидеров и идеологов сибирского раскола в контексте «Сибирских посланий» тобольского митрополита Игнатия; приемы и литературные средства их описания; а также характер авторского отношения к этим историческим персонажам. Сделан вывод о том, что избранную митрополитом Игнатием стратегию интерпретации образов вождей урало-сибирского антицерковного протеста определила задача их обличения как опасных противников патриаршей Церкви.
Л.В. Титова в докладе «Репертуар старообрядческих публицистов XVII в. в собрании Археографической лаборатории УрГу» представила результаты анализа анонимной старообрядческой компиляция первой половины XVIII в. (собр. УрГУ 123р/1435), составленной на основе сочинений лидеров первого поколения противников церковной реформы. Сделан вывод, что этот текст, как и многие другие старообрядческие компиляции, относится к массовой агитационной литературе, которая оказала значительное влияние на формирование широкого религиозно-общественного движения, вследствие чего такие тексты резко осуждались как светскими, так и церковными властями.
Доклад Л.Д. Демидовой «Рукописный цикл раннестарообрядческих сочинений инока Авраамия и дьякона Федора: происхождение, бытование, место в полемике» был посвящен выявленному автором в рукописях XVII–XIX вв. устойчивому циклу из пяти сочинений раннестарообрядческих авторов – инока Авраамия и дьякона Федора. В докладе показано, что все тексты цикла связаны тематически и текстуально, сделан вывод, что главным связующим звеном между ними является Челобитная инока Авраамия (1670 г.). На основании изучения рукописей цикла и идейного содержания текстов сделано предположение, что цикл появился в московской старообрядческой общине через некоторое время после казни инока Авраамия (1672 г.).
С.Г. Петров в докладе «К проблеме атрибуции памфлета «Нечто о Валаамском сумасшествии» о переходе Валаамского монастыря на новый календарный стиль» рассмотрел проблему атрибуции оригинального художественно-публицистического сочинения «Нечто о Валаамском сумасшествии», созданного неизвестным автором в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре в Финляндии в середине 1920-х гг. Установлено, что история появления памфлета связана с острейшим конфликтом внутри братии обители в связи с требованием светской власти признать новый календарь. Сделана попытка расширить круг валаамских монахов, причастных к созданию данного произведения, отражавшего позиции подвергшихся гонениям сторонников юлианского стиля.
В докладе Н.А. Старухина «Нормативные постановления титовцев: век XX–XXI» были подведены некоторые итоги полевых и камеральных исследований сотрудников сектора, на протяжении нескольких лет работавших в одном из малоизученных старообрядческих согласий Сибири: так называемых титовцев, живущих в труднодоступных районах Красноярского края.