История и научная деятельность
Созданию Сектора археографии и источниковедения предшествовало археографическое обследование Сибири, начатое из Новосибирска в 1965 г. В первых экспедициях принимали участие сотрудники сектора истории дооктябрьского периода H. H. Покровский и Е. К. Ромодановская, экспе-диционная работа проводилась в тесном сотрудничестве с ГПHТБ (В.Н. Алексеевым) и HГУ (Е.И. Дергачевой-Скоп). В ноябре 1970 г. решением Президиума СО АH СССР была сформирована археографическая группа при секторе истории дооктябрьского периода, в 1975 г. преобразованная в сектор археографии и источниковедения во главе с Н.Н. Покровским.
Сектор составили члены научной школы, созданной и многие годы возглавлявшейся академиком Н.Н. Покровским.
В настоящее время в секторе работают:
ЭЛЕРТ Александр Христианович – зав. сектором, г. н. с., окончил Томский государственный университет (1980), к.и.н. (1987), д.и.н. (2000). Научные интересы: археография, источниковедение, история Сибири XVIII в., история Академии наук.
ГУРЬЯHОВА Наталья Сергеевна – г.н.с., окончила Новосибирский государственный университет (1975), к.и.н. (1985), д.и.н. (1997). Научные интересы: археография, источниковедение, проблемы общественного сознания населения России и история старообрядчества.
ЖУРАВЕЛЬ Ольга Дмитриевна – в.н.с., окончила Новосибирский государственный университет (1981), к. филол. н. (1994), д. филол. н. (2014). Научные интересы: археография, текстология, история русской литературы, народная культура, древнерусская книжность и старообрядческая рукописная традиция.
ЖУРОВА Людмила Ивановна – в.н.с., окончила Новосибирский государственный университет (1972), к. филол. н. (1982), д. филол. н. (2005). Научные интересы: археография, текстология, русское летописание, русская публицистика XVI в., творчество Максима Гpека и митрополита Даниила.
ЗОЛЬHИКОВА Наталья Дмитриевна – г. н. с., окончила Новосибирский государственный университет (1971), к. и. н. (1979), д. и. н. (1991). Научные интересы: археография, источниковедение, текстология, история церкви, старообрядчества, общественного сознания и литературного творчества современных уpало-сибиpских старообрядцев.
МАТХАHОВА Наталья Петровна – г.н.с., окончила Новосибирский государственный педагогический институт (1971), к. и. н. (1978), д. и. н. (2000). Научные интересы: археография, источниковедение, мемуаристика, история общественно-политической жизни и управления Сибири XIX в.
ПАHИЧ Тамара Васильевна – в.н.с., окончила Новосибирский государственный университет (1973), к. филол. н. (1994), д. филол. н. (2007). Научные интересы: археография, текстология, древнерусская литература, история книжности, история Русской православной Церкви, литература «переходного» периода, творчество писателей патриаршего круга второй половины XVII в.
ТИТОВА Любовь Васильевна – с. н. с., окончила Ленинградский государственный университет (1972), к. филол. н. (1986). Научные интересы: археография, текстология, история древнерусской литературы, старообрядчества, книжности.
ПЕТРОВ Станислав Геннадьевич – с. н. с., окончил Новосибирский государственный университет (1994), к. и. н. (2000). Научные интересы: источниковедение, эдиционная археография, история Русской православной церкви XX в., история церковно-государственных отношений.
СТАРУХИН Николай Алексеевич – н. с., окончил Барнаульский государственный педагогический институт (1994), аспирантуру ИИ СО РАН (научный руководитель – акад. Н.Н. Покровский), к. и. н. (2012). Научные интересы: археография, источниковедение, история старообрядчества.
ШИПИЛОВ Илья Александрович – м. н. с., окончил Новосибирский государственный педагогический институт (2007), аспирантуру ИИ СО РАН (научный руководитель – А.Х. Элерт). Научные интересы: археография, источниковедение, история Сибири второй половины XVII—XVIII вв.; академические экспедиции в Сибирь в XVIII в.
Одним из самых важных направлений деятельности сектора является археографическая работа.
Археографические экспедиции Института истории СО РАН начались летом 1965 г., когда в Новосибирске по инициативе председателя Археографической комиссии АН СССР академика М.Н. Тихомирова был образован новый археографический центр страны, который возглавил его ученик Н.Н. Покровский. С тех пор в поисках древних книг ученые побывали на Алтае, в Туве, Бурятии, Казахстане (в тогдашних Восточно-Казахстанской, Джамбульской, Талды-Курганской областях), Киргизии, в Тюменской, Курганской, Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской, Иркутской, Амурской, Читинской областях, в Алтайском, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях. В каждой из экспедиционных групп участвовало по 3–5 научных работников, аспирантов и студентов: Н.Н. Покровский, З.В. Бородина, Е.К. Ромодановская, Л.В. Титова, Н.Д. Зольникова, Н.С. Гурьянова, Г.В. Вождаева, А.И. Мальцев, А.Т. Шашков, О.Д. Журавель, А.Х. Элерт, Н.А. Старухин и др. В разные годы в экспедициях прошли стажировку студенты и аспиранты ряда учебных заведений, в том числе Новосибирского и Уральского университетов. Экспедиции работали в нескольких направлениях – это выявление, описание и приобретение древнерусских рукописных и старопечатных книг, определение перспективности региона в археографическом отношении и установление долговременных контактов с местными книжниками-староверами, обследование государственных хранилищ древних книг региона и помощь хранителям в их атрибуции и описании. Уже с первых встреч со староверами Сибири стало ясно, что экспедиции следует использовать не только для изучения крестьянской книжности разных регионов востока страны, но и для обследования других аспектов традиционной народной культуры, а также изучения истории урало-сибирского староверия.
В ходе экспедиций, ежегодно проводимых с середины 60-х годов XX в., приобретено большое количество древних рукописей и книг старой печати. На начало 2017 г. в Собрании ИИ СО РАН насчитывается более 1600 единиц хранения. Среди приобретенных книг – рукописный сборник XVI века, содержащий уникальный вариант «Сказания о Мамаевом побоище»; один из древнейших списков раннего русского произведения о Грузии «Повести о царице Динаpе», наиболее архаическая редакция Послания Василия Калики. В Тюменской области приобретен «Торжественник» середины XV в. со списками произведений русских писателей XII в. Кирилла Туровского и Климента Смолятича. Там же выявлен сборник конца XVI в., составленный из знаменитых Ростовско-Московских произведений древнерусской литературы XV – XVI вв., центральное место в сборнике занимает цикл сочинений о Василии Юродивом и Московском пожаре 1547 года. Высказанное ранее предположение о создании этого цикла в окружении митрополита Макаpия теперь получило документальное подтверждение. Обнаруженный в 1968 г. сборник с Житием Александра Невского и Судными списками Максима Грека прочно вошел в оборот исследователей – историков России и использован в ряде монографий. Из рукописей, приобретенных в последние годы, обращают на себя внимание многочисленные сборники и отдельные рукописи, поступившие от енисейских стаpовеpов-часовенных. Среди них – Хpоногpаф третьей редакции, Степенная книга, а также оригинальные сочинения енисейских писателей XX в. (о. Симеона, о. Антония, А.Г. Муpачева, Д.М. Пыхтунова, Л.Г. Клюкина и дp.). Большое значение имеют старообрядческие сборники староверов страннического согласия. Они содержат памятники древнерусской литературы, постановления соборов, обращения наставников к пастве и дp. Среди печатных книг – несколько уникальных изданий И. Федорова, включая первые книги русской и украинской печати, Македонско-Венецианский сборник 1538 г., первые издания московских типографий, появившиеся после изданий И. Федорова.
Найденные книги послужили основой для многих научных изданий – монографий, описаний книжных коллекций, публикаций источников, подготовленных самими участниками экспедиций. Отдельной книгой опубликована уникальная алтайская находка, сделанная Н.Н. Покровским, - «Судные списки Максима Грека» в составе сборника 1590-х гг. Важнейшей частью находок новосибирских археографов явились многие десятки рукописей, содержащих тексты ранее неизвестного в науке явления – крестьянской литературы востока страны XVIII–XX вв. Науке стали известны новые имена народных писателей: крестьянина Мирона Ивановича Галанина, бывшего холопа о. Максима, крестьян о. Нифонта, Саввы (Мягкова), Симеона (Лаптева), Афанасия Мурачева и др. В поле зрения ученых сектора попала и проблема бытования в народной среде на востоке страны древних апокрифических произведений. Выяснилось, в частности, что на основе древнерусской традиции здесь возникали новые апокрифы. Во многом итоговым историко-биографическим сочинением урало-сибирских староверов-часовенных стал обширный трехтомник «Повести чюдесных событий» («Урало-сибирский патерик»), составлявшийся десятками крестьянских авторов в 1940-х — 1990-х гг. Он включает тексты «Родословия», биографии подвижников – скитских старцев и стариц, местных крестьян-староверов, рассказы о чудесах.
С 1990-х гг. экспедиционная работа археографов значительно усложнилась, так как резко выросли путевые и прочие экспедиционные расходы, финансирование же, напротив, значительно сократилось.
В этих условиях в работе археографов Института истории СО РАН огромное значение приобрело ксерокопи¬рование и сканирование рукописей, которые владельцы предоставляют для кратковременного пользования. Именно в копиях сохранено большинство памятников историко-литературного творчества староверов ХХ и ХХI вв. Только в виде копии в 2007 г. удалось получить материалы обширной современной полемики об иконах, которую вели староверы России, Бразилии, Канады и США (штатов Орегон, Миннесота и Аляска). Уникальность этого комплекса и в том, что в нем есть ксерокопии икон неизвестных ранее старообрядческих мастеров-иконописцев ХХ в.
Появление цифровых копий памятников позволяет обеспечить лучшую сохранность книг, многие из которых имеют ту или иную степень повреждения; частое их использование в научной работе может ухудшить состояние этих уникальных исторических и литературных памятников. Работа по переводу материалов фонда в цифровые копии делает их доступными для более широкого круга исследователей – историков и специалистов по древнерусской книжной культуре.
Создание фонда ксерокопий позволяет сохранить памятник даже в случае утраты оригинала. Так, в 2005 г. комплекс, сделанный с ксерокопий ИИ СО РАН, отправлен в низовья Енисея одному из наставников часовенных, у которого сгорело его собрание рукописей. Добрые отношения укрепляются и тем, что для староверов изготовляются необходимые им копии рукописей, находящихся в собрании Института.
Сегодня Собрание старопечатных книг и рукописей Института истории СО РАН насчитывает более 1600 единиц хранения, и оно ежегодно пополняется за счет новых экспедиционных находок. Отдельные издания и манускрипты приобретены в букинистических магазинах и у частных лиц. Книги размещены в специальном поме¬щении, оборудованном охранной и противопожарной сигнализацией и современной техникой для поддержания необходимого температурно-влажностного режима.
Основной массив фонда составляет служебная литература – манускрипты XV—XX вв. и книги кирилловской печати XVI–XVII вв. Помимо служебных книг в Собрании представлены многие известные памятники древнерусской литературы в списках XV—XX вв. Это тексты (переводные и отечественные) агиографического, исторического, так называемого «естественнонаучного» и других жанров, традиционно обращавшиеся в среде книжного чтения русского средневековья. Среди них жития византийских и русских святых, назидательные повести, богато иллюстрированная «Христианская топография» Козьмы Индикоплова (начало XIX в.), «Луцидариус» (XVII и XVIII вв.), «Степенная книга» (последняя четверть XVII в.), «Казанская история» (первая треть XVIII в.), «Проскинитарий» Арсения Суханова (вторая половина XVII в.) и многие другие памятники книжной культуры.
Значительная часть Собрания представлена старообрядческими сборниками, отражающими особенности идейных воззрений и книжных интересов их составителей и владельцев. В них сохранились тексты первых идеологов раскола и выписки из них, а также оригинальные сочинения сибирских писателей-староверов, включая сочинения XX в. Довольно большое место в рукописях староверов занимают тексты эсхатологической тематики: сочинения Ефрема Сирина, Ипполита Римского, Палладия мниха, толкования на Апокалипсис. Сборники старообрядческих книжников традиционно включают тексты святоотеческой литературы и выписки из них (слова и поучения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других отцов Церкви). Об интересе староверов к традициям пустынножительства свидетельствуют многочисленные извлечения из трудов Никона Черногорца, аввы Дорофея, патериков и др.
В фонде хорошо представлены книги кирилловской печати XVI–XVII вв. Среди них издания Московского Печатного двора: «Поучения Ефрема Сирина» (1647), «Кириллова книга» (1644), «Кормчая» (1653), Грамматика Мелетия Смотрицкого (1648), «Книга о вере» (1648), Сборник переводов Епифания Славинецкого (1665), Служебные минеи, Триоди, Прологи и другие книги; иных типографий, например: «Минея праздничная» (Венеция, 1538), Библия (Острог, 1581), Книга толкований Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла (Киев, 1623), Новый Завет с Псалтирью (Вильна, 1596), Псалтирь (Львов, 1642). Большая часть книг кирилловской печати – это издания, вышедшие в период до патриаршества Никона.
Материалы Собрания представляют научный интерес для исследователей древнерусской книжной культуры и истории старообрядчества. Они содержат ценные и зачастую совершенно новые сведения по истории бытования древней книжной традиции в Сибири (начиная с XVII в. и до настоящего времени); отражают специфику духовной жизни староверов, которая прочно связана с традиционной культурой; раскрывают характер и особенности осмысления ими не только богословских и догматических проблем, но и исторических и социально-политических процессов. Эти сочинения содержат элементы народного богословия, в них тесно переплетаются библейские события и современность, истолкованная в эсхатологическом ключе.
Экспедиционные сборы подвергались тщательной камеральной обработке. Определялся состав древних книг, их датировка, при возможности – авторство, новые находки сопоставлялись с уже известными. Большая часть фонда введена в научный оборот. Описаны печатные издания XVI—XVII вв. (см.: Зольникова Н.Д. Описание книг кирилловской печати XVI-XVII вв. (Собрание ИИФиФ СО АН СССР) // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 183–232; Она же. Описание книг кирилловской печати XVI–XVII вв. (Собрание ИИФиФ СО АН СССР, поступления 1984–1986 гг.) // Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 141–155; Она же. Описание книг кирилловской печати XVI–XVII вв. из Собрания Института истории СО РАН (1987–1995 гг.) // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI–XX вв. Новосибирск, 1998. С. 293–311; Она же. Описание книг кирилловской печати XVI—XVII вв. из Собрания Института истории СО РАН (поступления 1996–2002 гг.) // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI–XX вв. Новосибирск, 2003. С. 309–326; Она же. Издания Супрасльской типографии в Собрании Института истории СО РАН // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI–XXI вв. Новосибирск, 2015. С. 434–442; Она же. Цветники кирилловской печати конца XVIII – начала ХХ в. в Собрании ИИ СО РАН // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI–XXI вв. Новосибирск, 2016. С. 203–225) и рукописи, приобретенные в период с 1969 по 2009 г. (см.: Панич Т. В., Титова Л. В. Описание собрания рукописей Института истории, филологии и философии СО АН СССР. Новосибирск, 1991; Мальцев А. И., Панич Т. В., Титова Л. В. Рукописи XVI–XX вв. из коллекции Института истории СО РАН. Новосибирск, 1998; Панич Т.В., Титова Л.В. Описание рукописей XVI–XX вв. из собрания Института истории СО РАН. Новосибирск, 2009; Беляева О.К., Панич Т.В., Титова Л. В. Описание тюменских старообрядческих сборников из рукописных собраний ИИФиФ СО АН СССР и УрГУ // Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 156–268 ). За последние годы на основе двух томов «Описания рукописей из собрания ИИ СО РАН», вышедших из печати в 1991 и 1998 гг., была подготовлена и размещена на сайте Института истории СО РАН электронная версия научного описания рукописей, поставленных на хранение в 1968—1996 гг. Составлен охранный цифровой каталог основной части Собрания: на электронных носителях зафиксированы фотокопии титульных листов более 1300 ед. хр. Материалы Собрания используются в качестве исторических источников в монографиях и статьях сотрудников и аспирантов сектора археографии и источниковедения, публикуемых в сборниках серии «Археография и источниковедение Сибири», а также в журнале «Гуманитарные науки в Сибири» и других академических изданиях. Многие тексты из старообрядческих сборников опубликованы в трех томах фундаментального труда, подготовленного научным коллективом сектора при участии екатеринбургских археографов под редакцией академика Н. Н. Покровского и вышедшего в серии «История Сибири. Первоисточники» (вып. 9, 12, 13): «Духовная литература староверов востока России XVIII—XX вв.» (Новосибирск, 1999. Т. 1. – 800 с.; 2005. Т. 2. – 584 с.; 2011. Т. 3. – 403 с.). В 2014–2016 гг. опубликован текст находящегося в Собрании крупнейшего сибирского старообрядческого памятника («Урало-Сибирский патерик». В 3 т. Книга 1 (т.1-2). М., 2014. – 462 с.; книга 2 (т.3). М., 2016. – 295 с.).
Сектор продолжает все виды археографической деятельности: экспедиционную, камеральную, исследовательскую и публикаторскую.
На протяжении сорока с лишним лет приоритетное для сектора значение имело изучение истории народного общественного сознания, русской письменности и литературы в Сибири. Общественное сознание исследовалось в тесной связи с политикой административных, земских и идеологических учреждений. Изучались книжность, литература, менталитет как верхов, так и низов общества XVI–XVIII вв. На протяжении всего существования сектора ведущими направлениями неизменно оставались общерусская история, история православной церкви и старообрядчества. Каждое направление рассматривалось с источниковедческой стороны, с использованием исторических и литературоведческих методов исследования. Сотрудничество историков и филологов является принципиальной особенностью сектора, благодаря которой удается обеспечивать поистине междисциплинарный, комплексный подход к выявлению, публикации и изучению источников.
В настоящее время важнейшее направление деятельности сектора – поиск, исследование и публикация источников. Всестороннее изучение памятников отечественной книжности – одна из важнейших задач современных гуманитарных исследований, поскольку эти памятники являются тем фундаментом, на котором основываются научные представления о разнообразных процессах, происходивших в России в различные исто¬рические эпохи – от средневековья до нашего времени.
В секторе продолжаются исследование и публикация самих источников по следующим темам: -
древнерусская рукописная и старопечатная книга, ее бытование в Сибири, старообрядческая литература XVIII–XX вв.; -
текстологическое изучение сочинений идеологов Русской православной церкви и старообрядчества XVI–XVIII вв.; -
история Русской православной церкви и старообрядчества в XVIIмXX вв.; -
исследование, перевод и подготовка к изданию книжно-рукописного наследия историка и этнографа Сибири Г.Ф. Миллера; -
выявление, изучение и издание мемуарных источников по истории Сибири XIX в.;
- изучение и публикация источников по истории взаимоотношений Русской православной церкви и государства в ХХ в.
Эти разные темы объединены общим источниковедческим подходом. В основе всех исследований лежит постулат о единстве базовых принципов источниковедческого и текстологического анализа памятников глубокой старины и недавнего прошлого. Публикации всех источников осуществляются по строгим правилам, выработанным источниковедами-медиевистами и адаптированным Н.Н. Покровским применительно к источникам позднейшего времени.
Издания сопровождаются введением, обширным историческим комментарием. Археографическое описание публикуемых документов отражает особенности текста через подстрочные примечания, легенды содержат все значимые делопроизводственные пометы, реквизиты и резолюции публикуемых источников.
За последние годы в секторе издано несколько очень важных памятников письменности. Результаты их археографического, источниковедческого и текстологического исследования нашли отражение в монографиях и статьях.
В рамках крупного международного проекта подготовлено издание по древнейшим спискам XVI в. уникального памятника российской историографии времени Ивана Грозного «Степенной книги царского родословия». И хотя памятник давно находился в научном обороте, только находка Н. Н. Покровским его древнейшего полного списка в Томске позволила по-новому взглянуть на историю создания первого нелетописного свода русской истории, роль в этом трудоемком деле руководителей Русской православной церкви, митрополитов Московских и всея Руси Макария и Афанасия, выявить авторскую правку Афанасия. Все это сделало возможным более адекватно использовать этот важный для исследователей памятник письменности в качестве источника по истории церковной и общественной мысли, государственной идеологии. Проект осуществлялся силами ученых Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга и Лос-Анджелеса (США). В 2007 г. вышел первый том «Степенной книги», а спустя два года – второй (Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. М.: Языки славянских культур, 2007. Т. 1. 598 с.+ 24 илл.; 2009. Т.2. – 607 с.). Издание подготовлено под руководством акад. Н. Н. Покровского, основная палеографическая работа проделана О. Д. Журавель. По итогам работы проведена международная конференция в Лос-Анджелесе (февраль 2009 г.), на которой были представлены доклады Н. Н. Покровского и О. Д. Журавель.
Завершением этой работы стало научное издание крупнейшего памятника письменности второй половины XVII в. – Латухинской Степенной книги, подготовленное Н.Н. Покровским и петербургским ученым чл.-корр. РАН А.В. Сиреновым. Актуальность и практическое значение источника обуславливается важной и для сегодняшнего дня главной целью автора Латухинской Степенной книги – обоснования общности судеб трех восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов) и населения всей страны в целом. Введение этого источника в научный оборот позволяет проследить важную роль государства в истории церковного строительства и верховной власти в формировании идеологии абсолютистского государства. (Латухинская Степенная книга. 1676 г. / изд. подг. Н.Н. Покровский, А.В. Сиренов; отв. ред. Н.Н. Покровский. М.: изд-во Языки славянской культуры. –2012. 879 с.)
Российско-греческий проект, предполагающий издание пятитомного академического собрания сочинений богослова, переводчика, русского писателя греческого происхождения Максима Грека, осуществлялся с участием Н.Н. Покровского (член редколлегии) и Л.И. Журовой (подготовка текстов и текстологического комментария). В 2008 г. вышел из печати первый том собрания сочинений Максима Грека (Преподобный Максим Грек. Сочинения. М., 2008. Т. 1. 568 с.), в котором опубликованы ранние послания публициста, написанные в 1518–1525 гг. Издание осуществлено по исчерпывающему числу списков, с включением текстологических комментариев, отражающих основные результаты научного анализа. Существенный вклад в подготовку текстов был внесен Л.И. Журовой (объем 10,8 п. л.). Научное издание творческого наследия Максима Грека, сыгравшего большую роль в формировании духовной и книжной культуры России, позволило получить новые знания, касающиеся общественного сознания и духовной культуры Московской Руси первой половины XVI в., уточнить отношение русских писателей к традиции византийской и европейской эпистолографии, проследить процесс освоения идей, сформулированных средневековым публицистом, на обширной территории России в эпоху позднего русского средневековья и в Новое время.
Изучению творческого наследия Максима Грека посвящена монография Л.И. Журовой (Журова Л. И. Авторский текст Максима Грека: рукописная и литературная традиции: В 2 ч. Новосибирск, 2008. Ч. 1. 494 с.; Ч. 2. 2011. 302 с.). Впервые в науке о Максиме Греке проведено текстологическое исследование репрезентативного ряда его сочинений (около 40 текстов), представляющих уникальную источниковую базу. Анализ его творческого наследия дал возможность описать такое уникальное для средневековья явление, как формирование авторского текста, и выявить закономерности его эволюции. В работе сделаны важные выводы, касающиеся состав¬ления прижизненных рукописных собраний сочинений писателя, установлены отношения между ними, описано поэтапное освоение русскими книжниками в последней четверти XVI – начале XVII в. рукописного наследия Максима Грека. Многие результаты исследования опубликованы в многочисленных статьях Л.И. Журовой. Предстоит исследование и издание уникального Румянцевского сборника трудов Максима Грека в третьем томе собрания сочинений писателя.
В последние годы Л.И. Журовой ведется исследование творчества митрополита Даниила, готовится научное издание его многочисленных посланий и «Соборника», который представляет собой систематизированный свод слов церковного публициста. В опубликованных статьях изложены результаты текстологического исследования сочинений писателя, определены особенности его трудов, проведен сопоставительный анализ творчества Максима Грека и Даниила.
Показательным опытом источниковедческого и текстологического анализа служит исследование «Сказания о Колочской иконе» Л.И. Журовой. Новизна подхода к изучению уникального памятника состоит в связанности истории его текста с традицией общерусского летописания XV–XVI вв., Книги Степенной, многочисленных сборников XVI–XVIII вв. Высказана гипотеза о времени и месте появления сказания, сделана научная публикация памятника по выявленным редакциям (Журова Л.И. Сказание о Колочской иконе. Новосибирск, 2000. 260 с.). В последние годы Л.И. Журовой ведется исследование творчества митрополита Даниила, готовится научное издание его многочисленных посланий и «Соборника», который представляет собой систематизированный свод слов церковного публициста. В опубликованных статьях изложены результаты текстологического исследования сочинений писателя, определены особенности его трудов, проведен сопоставительный анализ творчества Максима Грека и Даниила.
Т.В. Панич изучала литературное творчество церковного писателя XVII в., выходца из Сибири, впоследствии холмогорского архиепископа Афанасия (Панич Т.В. Литературное творчество Афанасия Холмогорского. «Естественнонаучные» сочинения. Новосибирск, 1996. 208 с.). В последние годы ею исследуется особый пласт письменной культуры второй половины XVII в. – литература Патриаршего двора. В основе анализа лежит один из главных трудов писателей патриаршего круга – книга «Щит веры», посвященная истории богословской полемики «грекофилов» и «латинствующих» (Панич Т.В. Книга «Щит веры» в историко-литературном контексте конца XVII века. Новосибирск, 2004. 327 с.).
Сотрудники сектора уделяют большое внимание выявлению, изучению и публикации памятников духовной литературы, созданных и создаваемых старообрядческими писателями на протяжении последних столетий вплоть до наших дней. В 2005–2011 г. изданы 3 тома серии «Духовная литература староверов востока России XVIII–ХХ вв.». В них включены оригинальные крестьянские сочинения, обнаруженные в ходе археографических экспедиций Института истории СО РАН, а также в рукописных отделах центральных и местных библиотек, архивов. Научное издание ранее не публиковавшихся текстов, написанных староверами востока России, значительно расширяет круг памятников письменности, которые могут быть привлечены исследователями для изучения проблем общественного сознания и культуры населения Азиатской России.
Осуществлена публикация Урало-Сибирского патерика – уникального народного историко-агиографического памятника, созданного во второй половине XX в. и открытого новосибирскими археографами. В основе этого единственного в народной старообрядческой традиции обширного сочинения, написанного в древнейшем патериковом жанре: жития святых одной местности или монастыря – сочинения староверов XVIII – XIX по истории собственной конфессии, записи устных преданий, авторские тексты составителей Патерика – крестьянских писателей. Вторая книга (том 3) включает описание чудес, испытавшее огромное влияние фольклора, отразившего верования, генетически связанные с дохристианскими; использованы также газетная и журнальная публицистика, научно-популярная литература. В Приложении кроме комментариев и аналитических статей опубликован дневник тувинской экспедиции Н.Н. Покровского 1967 г., в котором отражены биографии многих авторов и персонажей патерика. Патерик воспроизводит древнейшие агиографические и историографические жанровые традиции. В условиях XX в. воспроизведен древнейший жанр житий, который занимал центральное место в средневековой литературе. Создание такого крупного памятника в народной среде –показатель непрерывности и единства национальных духовных традиций. Анализ патерика и его издание открыло новые возможности по изучению взаимоотношений власти, господствующих политических, социальных и религиозных воззрений и убеждений, мировоззрения носителей народной культуры. Изучение традиционалистских направлений в культуре имеет значение как для исследований по средневековой истории, в том числе ментальной и антропологической, так и для штудий по истории XX века. («Урало-Сибирский патерик»: тексты и комментарии: В трех томах. Кн. 1 (т.1–2. М.: Языки славянской культуры. 2014. ? 462 с. Книга 2 (Том 3) / отв. ред. Н.Н. Покровский; изд. подгот.: Н.Н. Покровский, Н.Д. Зольникова, О.Д. Журавель. М.: Языки славянской культуры, 2016. 296 с.)
В 2005 г. вышло из печати третье, существенно дополненное издание, книги Н. Н. Покровского «Путешествие за редкими книгами». В ней в популярной форме расска¬зывается о начале и первых годах деятельности сибирских археографических экспедиций, о людях, встреченных учеными в сибирских деревнях и скитах, о наиболее интересных манускриптах, приобретенных в результате экспедиций для СО РАН, о стоявших за этими книгами событиях отечественной истории XVI—XX вв.
Л.В. Титовой активно разрабатывается тема «Русская демократическая публицистика XVII века». В русле этой важной тематики по традиционной духовной культуре русского народа издана монография «Послание дьякона Федора сыну Максиму – литературный и полемический памятник раннего старообрядчества» (Новосибирск, 2003, 311 с.). Исследование посвящено одному из самых значительных сочинений видного старообрядческого писателя–полемиста XVII века Федора Иванова. Оно представляет особую ценность не только как источник по истории раскола, но и как выдающееся произведение русской публицистики второй половины XVII в., в котором ярко проявились все противоречия «переходного периода», свойственные древнерусской литературе в целом. Кроме того, в последние годы, поставив вопрос о важности изучения старообрядческих компиляций, составленных в XVIII в. из произведений идеологов раннего этапа старообрядческого движения (протопопа Аввакума, дьякона Федора, священника Лазаря и инока Епифания), Л.В. Титова (совместно с Н.С. Демковой) опубликовала ряд научных статей с изданием текстов компиляций, в которых часто находятся еще неизвестные тексты из пустозерской темницы, вошедшие в состав компиляций. Результаты исследования позволили уточнить представление о первоначальных текстах сочинений пустозерских авторов, а также увидеть преемственность различных этапов русской демократической литературы староверия XVII–XVIII вв., понять, как происходит собирание частей старой культуры для жизни старообрядцев в новых условиях, как изменяется восприятие традиционных текстов, приспособленных публицистами к новым историческим условиям.
В 2006 г. была опубликована монография трагически погибшего в 2005 г. А.И. Мальцева «Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII — начале XIX в.: проблема взаимоотношений» (30 п. л., отв. ред. акад. РАН Н. Н. Покровский, д.и.н. Н.С. Гурьянова). Она посвящена одной из малоизученных проблем истории российского старообрядчества – взаимоотношениям старообрядческих беспоповских согласий в XVIII – начале XIX в. На основе привлечения обширного рукописного наследия авторов-старообрядцев восстанавливается история полемики между различными беспоповскими течениями, выясняется, каким образом в ходе полемики менялись их взаимные характеристики. Впервые исследуется проблема чиноприема представителей иных старообрядческих согласий в учении старообрядцев-беспоповцев. Особое внимание уделяется попыткам отдельных течений старообрядчества преодолеть взаимные разногласия и вступить в союзные отношения друг с другом. Исследуются факторы, влиявшие на взаимные отношения беспоповских согласий. В приложении дан перечень использованных в работе старообрядческих сочинений XVIII–XIX вв.
Изучение сочинений старообрядцев позволило Н.С. Гурьяновой сделать вывод о том, что в основу идеологии этого религиозно-общественного движения было положено эсхатологическое учение. В этих сочинениях авторы сумели представить не только решение вопросов религиозной жизни, но и выразить свои политические и социальные чаяния (Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе позднего средневековья. Новосибирск, 1988. 187 с.). Исследование памятников письменности было продолжено на материале исторических сочинений, написанных старообрядцами в XVIII в. Их анализ дал возможность охарактеризовать старообрядцев не только как традиционалистов, но и писателей, в творчестве которых нашли отражение тенденции, которые можно охарактеризовать в качестве вполне соответствующих современному им уровню развития исторического повествования (Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск, 2007. 378 с.). Проблема отношения старообрядцев к творческому наследию Киевской митрополии рассмотрена в монографии Н.С. Гурьяновой (Гурьянова Н.С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. 379 с.). Анализ широкого круга источников позволил проследить процесс формирова¬ния системы книжных авторитетов старообрядчества. В работе показано, каким образом в среде защитников старого обряда уважительное отношение к украинским и белорусским сочинениям православных авторов, живших в конце XVI — начале XVII в., со временем превратилось в убежденность в безусловной авторитетности этих текстов, а цитаты из них стали основополагающими в аргументации важных для старообрядцев идей, включая тезис о воцарении в мире антихриста. Это позволило проследить характер влияния «киевской учености» на формирование идеологии старообрядческих согласий в XVIII в., а также показать подобное влияние на ортодоксальный вариант русского православия.
В последних работах Н.С. Гурьяновой представлены результаты анализа авторских сочинений старообрядцев и составленных ими сборников. Применение междисциплинарных подходов, классических и современных методов археографии и источниковедения позволило охарактеризовать высочайший уровень книжной культуры защитников старого обряда, проследить процесс оформления идеологии согласий. Старообрядческие памятники письменности использованы в качестве источников для изучения общественного сознания части населения России, в частности, для решения вопроса о сочетании традиционализма и новаторства у защитников старого обряда, об особенностях исторической памяти в этой среде. Новые подходы к их анализу и современные интерпретационные возможности позволили охарактеризовать старообрядчество в качестве текстуального сообщества
Научные труды О.Д. Журавель последних лет посвящены изучению литературной и духовной культуры старообрядчества, начиная с периода оформления согласий и заканчивая сочинениями писателей-староверов, созданными за Уралом в конце XX – начале XXI в. Ее монография (Журавель О.Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII – начала XXI вв.: темы, проблемы, поэтика. Новосибирск: изд-во СО РАН, 2012. 442 с.) представляет собой фундаментальное новаторское исследование старообрядческой письменности более чем трех веков (XVIII − начала XXI в). В монографии и других публикациях О.Д. Журавель в научный оборот введен обширный корпус рукописных текстов старообрядческой литературы. На этом материале сформулировано научное представление о разных концепциях писательского труда, типах творчества и литературной культуре старообрядцев XVIII−XX веков; открыты новые имена писателей-старообрядцев, что расширяет представление о русской литературной культуре в целом. О.Д. Журавель предложена и доказана оригинальная научная гипотеза, согласно которой основным признаком динамики литературной культуры старообрядцев является смена типов творчества, а жизнестойкость самой литературной культуры обусловлена как воспроизведением традиционных жанров (проповеди, книжных плачей, агиографии), так и опорой на фольклор и мифопоэтическое сознание. Монография представляет результаты научных исследований, выполненных в русле научных школ академика Н.Н. Покровского и чл.-корр. РАН Е.К. Ромодановской, а ее материалы используются в практической работе российских ученых-археографов.
Работы Н.А. Старухина посвящены истории белокриницкого согласия староверов. Им впервые реконструированы и проанализированы этапы формирования, структура сибирских старообрядческих общин белокриницкого согласия, их органы самоуправления, количественный и социальный состав (в основном, крестьяне и купцы). Обнаружена устойчивая приверженность сибирских староверов древнерусским принципам выборности местного духовенства, которые были уже искоренены в официальной православной церкви. Выявлены особенности политики церковных и гражданских властей в отношении этих общин. На основе новых нормативных и повествовательных источников изучена ранее не известная внутренняя жизнь монашеских белокриницких общин, полемическая активность идейных центров. Монография представляет собой существенный вклад в изучение духовной жизни сибирского населения. (Старухин Н.А. Сибирские общества белокриницких староверов во второй половине XIX – начале XX в./ отв. ред. Н.Н. Покровский, Н.Д. Зольникова. Новосибирск, 2015. 204 с.)
Широкий хронологический охват и глубокий анализ источников, найденных в археографических экспедициях новосибирских и екатеринбургских исследователей в скитах и других поселениях староверов востока России, представлен в монографии Н.Н. Покровского и Н.Д. Зольниковой. В ней рассматриваются сочинения разных жанров, принадлежащих перу талантливых народных писателей-староверов. Среди введенных в научный оборот источников – постановления соборов наиболее крупного согласия староверов Урала и Сибири – часовенного, догматико-полемические послания, исторические сочинения, эсхатологические трактаты о конечных судьбах мира. Особый интерес представляют сочинения ХХ в., дающие представление об отражении в народном сознании трагических катаклизмов этого столетия, в частности – трехтомный Урало-Сибирский патерик, содержащий богатый материал по истории, фольклору и народному сознанию часовенных (Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII – XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002. 471 с.).
Сотрудники сектора продолжают разрабатывать тему «власть и общество». В книге «Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-староверов в XVIII в.», Н.Н. Покровский поднял две общие темы: отношения церкви и государства и отношения власти и общества (последнее – за десятилетия до того, как эта тема стала остро востребованной в мировой историографии). На общесибирских и московских документах о взаимоотношениях царской администрации (центральной и местной), церковной власти и мирских объединений разных социальных слоев сибирского населения изучалась главная, сквозная тема механизмов и результативности взаимодействия власти и общества как в обычное время, так и в периоды острых социальных потрясений. Н.Н. Покровский на великолепно поданном, мастерски исследованном массовом материале доказал высокую степень участия мирских сообществ в управлении как во время бунта, так и в спокойное время (Покровский Н.Н. Томск. 1648–1649 гг. Воеводская власть и земские миры; совместно с В.А. Александровым – «Власть и общество. Сибирь в XVII веке.) В серии «Избранные труды членов РАН» в 2005 г. опубликована монография «Российская власть и общество XVII—XVIII вв.», в которую включены работы Н. Н. Покровского, посвященные исследованию Сибири. В книге представлен анализ взаимоотношений, сложившихся в XVIII в., между центральной и местной властью, с одной стороны, и земскими мирами – с другой. По древней традиции, исчезнувшей к концу XVII в., земские общества имели право челобитья государю на некомпетентность, коррупцию и насилие местных властей, и нередко такие челобитья давали результат. Рассматривается и роль, которую играли в этих отношениях органы сыска по «слову и делу государеву», попытки земских обществ использовать экстраординарное судопроизводство по таким делам для донесения до государя фактов недозволенного корыстного поведения местных властей. Структура общественного управления и самоуправления рассматривается в системе сословно-представительной монархии.
Важнейшей частью деятельности Российского государства в Сибири, начиная с XVIII в., являлись организация и финансирование исследований региона, в том числе путем направления особых академических экспедиций.
Анализ трудов и материалов участников академических экспедиций XVIII в. и, прежде всего, одной из самых масштабных в истории полевых исследований – Второй Камчатской экспедиции 1733–1743 гг., осуществляется А.Х. Элертом и И.А. Шипиловым. Результаты этих исследований имеют серьезное значение в области источниковедения, историографии, истории, этнографии и археологии Сибири, особенно – для изучения наиболее ранних письменных фиксаций главных этнографических, лингвистических и демографических параметров всех сибирских народов, включая русский. В научный оборот введен огромный массив ранее практически неизвестных и первоклассных по достоверности сведений, раскрывающих динамику расселения, проблемы этногенеза, колонизации, факторы общественного сознания, религиозных верований, быта, семейных отношений и языков сибирских народов. Особое внимание А.Х. Элерт уделяет изучению архивного наследия выдающегося историка и этнографа XVIII в. Г.Ф. Миллера – российского академика немецкого происхождения. Им введен в научный оборот комплекс экспедиционных работ ученого, большая часть которых ранее не публиковалась, не переводилась на русский язык и даже не была прочитана никем из специалистов из-за трудностей палеографического характера. В числе этих работ фрагменты полевого дневника Г.Ф. Миллера, анкетные материалы, путевые описания, описания сибирских уездов, исторические работы, археологические описания, этнографические труды (Элерт А.Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. Новосибирск, 1990. 246 с.; Актовые источники по истории России и Сибири XVI – XVIII веков в фондах Г.Ф. Миллера. Описи копийных книг. Т. 1. Новосибирск, 1993 / Серия История Сибири. Первоисточники. Вып. I. (Изд. подг. Гурьянова Н.С., Элерт А.Х., Резун Д.Я.). 250 с.; Актовые источники по истории России и Сибири XVI – XVIII веков в фондах Г.Ф. Миллера. Описи копийных книг. Т. 2. Новосибирск, 1995. Серия «История Сибири. Первоисточники». Вып. V. (Изд. подг. Гурьянова Н.С., Элерт А.Х., Резун Д.Я.). 303 с.; Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г.Ф. Миллера. Новосибирск, 1996 / Серия История Сибири. Первоисточники. Вып. VI. (Изд. подг. Элерт А.Х.). 310 с.; Элерт А.Х. Народы Сибири в трудах Г.Ф. Миллера. Новосибирск, 1999. 240 с.; Северо-Западная Сибирь в экспедиционных трудах и материалах Г. Ф. Миллера. Екатеринбург, 2006. (Изд. подг. Элерт А.Х.). 416 с.; ил.). Публикации А.Х. Элерта не только обогатили науку уникальными по полноте и достоверности материалами, но и позволили целому ряду ведущих российских и европейских ученых поставить вопрос о приоритете Г.Ф. Миллера в формировании этнографии как особой науки, а также в разработке научно обоснованных целей и методов археологии.
В результате успешного российско-немецкого сотрудничества в 2009 г. в серии «Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов» впервые был опубли¬кован наиболее важный труд Г. Ф. Миллера по сибирской этнографии. В издание вошло фундаментальное «Описание сибирских народов» – первое комплексное описание материальной и духовной культуры всех народов Сибири, а также варианты предисловия к этой работе. Издание и комментарии к нему подготовлено А.Х. Элертом и В. Хинтцше, дешифровка и перевод текстов осуществлены A. Х. Элертом. (Герард Фридрих Миллер. Описание сибирских народов. Изд. подг. Элерт А.Х., Хинтцше В. (Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов. Т. VIII. Ч. 1). М., 2009. 456 с.). А.Х. Элертом и B. Хинтцше подготовлен к печати также немецкоязычный вариант этого издания (Gerhard Friedrich Müller. Ethnographische Schriften. Bearbeitet von Wieland Hintzsche und Alexandr Christianovich Elert. Halle: Verlag der Franckeschen Stiftungen zu Halle, 2010 (Quellen zur Geschichte Sibiriens und Alaskas aus russischen Archiven. VIII. Band 1: Beschreibung der Sibirischen Völker). S. 898). В подготовленную А.Х. Элертом книгу «Северо-Западная Сибирь в экспедиционных трудах и материалах Г.Ф. Миллера» вошли выдержки из путевых описаний, полевого дневника, «Известий…» о сибирских народах. За исклю¬чением путевых описаний 1740 г., все тексты, помещенные в этом издании, публикуются впервые в переводе на русский язык с рукописных подлинников на немецком языке. Введение в научный оборот этих текстов позволяет значительно расширить источниковую базу для исследования истории и этнографии народов Сибири, их языка, а также получить новые сведения по исторической географии. Это издание отмечено почетной грамотой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В 2017 г. в соответствии с договором, заключенным в 1998 г. между Институтом истории СО РАН и Фондом Франке (г. Галле, Германия), А.Х. Элерт совместно с немецким коллегой В. Хинтцше подготовил и сдал в печать второй том этнографических трудов и материалов Г.Ф. Миллера, который будет опубликован на немецком языке в Германии в серии «Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов» (Gerhard Friedrich Mueller. Ethnologische Schriften II. Bearbeitet von W. Hintzsche und A.Ch. Elert. Halle: Verlag der Franckeschen Stiftungen zu Halle, 2017 / Quellen zur Geschichte Sibiriens und Alaskas aus russischen Archiven. Band XI). Работа над русскоязычной версией указанного тома находится в завершающей стадии. А.Х. Элертом также проделана значительная предварительная работа по подготовке других томов указанной серии, куда войдут экспедиционные труды и материалы Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, И.Э. Фишера и Я.И. Линденау.
Для воссоздания истории академических экспедиций, а также понимания характера взаимоотношений государства, Академии наук и общества немалое значение имеет предпринимаемое И.А. Шипиловым изучение деятельности представителей вспомогательного персонала экспедиций (студентов, переводчиков, геодезистов, художников и пр.), их трудов и роли в изучении и освоении Сибири и сопредельных территорий. Им осуществляется введение в оборот и исследование материалов, освещающих работу вспомогательного персонала Второй Камчатской экспедиции, путешествия под руководством П.С. Палласа, Северо-Восточной географической и астрономической экспедиции
История управления и чиновничества Сибири XIX в. изучается Н.П. Матхановой. Используя методы социальной стратификации, просопографии, персональной истории, она изучает кадровый состав корпуса высшей администрации, выявила персональный состав реальной административной элиты, значительно отличавшийся от формального, изучила социально-психологический облик членов ряда социокультурных групп местного чиновничества, типичные для каждой из групп нравственные ориентиры, культурно-бытовые нормы, подходы к управленческой деятельности. Воссозданы биографии глав местной администрации, проанализированы их взгляды, основные направления экономической, социальной и кадровой политики, прослежено влияние индивидуальных личных качеств на специфику управленческой деятельности (Матханова Н.П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX века: В.Я. Руперт, Н.Н. Муравьев-Амур¬ский, М.С. Корсаков. Новосибирск, 1998. 428 с.; Она же. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX века: Проблемы социальной стратификации. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. – 250 с.). В последние годы, продолжая изучение сибирского чиновничества, она сосредоточила внимание на его взаимоотношениях с различными группами общества.
Весьма плодотворным оказалось обращение Н.П. Матхановой к изучению источников мемуарного характера. Начавшаяся с публикации воспоминаний современников о генерал-губернаторе Восточной Сибири Н.Н. Муравьеве-Амурском (Граф Н.Н. Муравьев-Амурский в воспоминаниях современников / серия История Сибири. Первоисточники. Вып. VIII. Новосибирск, 1998. 412 с.), эта работа была продолжена изданием еще нескольких уникальных в своем роде и важных для изучения самых разных сторон жизни общества текстов (Мемуары сибиряков. XIX век»/ серия История Сибири. Первоисточники. Вып. XI. Новосибирск, 2003; П.Г. Васенко. Воспоминания о моей жизни и прошлом быте. Новосибирск, 2014. 331 с.; Записки забайкальских казаков XIX века: П.В. Белокопытов. Дневник. Ю.В. Раевский. Путевые записки / Серия «История Сибири. Первоисточники». Вып XV. Новосибирск, 2016. 214 с.). Издание источников сопровождалось их изучением, результатом которого стала серия статей и монография (Матханова Н.П. Сибирская мемуаристика XIX века. Новосибирск, 2010. 550 с.). Корпус сибирской мемуаристики впервые выявлен и выделен в качестве самостоятельного и самоценного феномена русской культуры. Установлена численность (более 1000 произведений), представлена классификация выявленных источников, определено время их создания, охарактеризованы основные разновидности мемуарных источников, состав мемуаристов, их социально-профессиональный статус, рассмотрены мотивы и особенности их творчества, дана характеристика нескольких наиболее крупных мемуарных комплексов. Особенно широко используется коллегами включенный в нее в качестве приложения Указатель всех выявленных в ходе работы мемуарных сочинений.
Тема государство и церковь изучалась в секторе задолго до того, как она стала популярной. Так, Н.Д. Зольникова в своей первой монографии, изданной еще в советский период, анализирует процесс бюрократизации сословия белого духовенства в Тобольской епархии, влияние на него фактора сословного образования, системы его новых политических обязанностей (Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981. 183 с.). Через несколько лет она, впервые в историографии, исследовала сословный и социальный состав приходских общин XVIII в., их структуру, функции, размеры. На основе массовых источников раскрывалась внутренняя жизнь православных общин, их стремление сохранить традиции самоуправления, унаследованные от XVII в., борьба с государственной и церковной бюрократией (Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, 1990. 288 с.).
Четыре века русской истории показаны сквозь призму взаимоотношений государства и церкви в учебном пособии Н.Н. Покровского. Доступно и просто изложены сложные проблемы, охарактеризованы важнейшие для судеб русского государства взаимоотношения между светской и церковной властью на Руси в XIII–XVI вв., практика применения общеправославного принципа «симфонии» в их взаимоотношениях. Учебное пособие адресовано учащимся старших классов, но оно уже востребовано учителями истории и истории православной культуры, студентами и широким кругом читателей (Покровский Н.Н. Русская церковь и государство в XIII–XVI веках. Новосибирск: изд-во Православной Гимназии во имя преп. Сергия Радонежского, 2013. 443 с.).
Исследование отношений Церкви и государства в XX в., как и других тем, началось с издания источников, их глубокого анализа и комментирования. Так возникла серия «Архивы Кремля», продолжающаяся и поныне другими исследователями. В двухтомнике, посвященном отношениям Политбюро и Церкви в 1922–1925 гг., содержится детальный анализ всего многообразия еще совсем недавно сверхсекретных документов, их подлинников, черновиков и копий, помет на них, дат, почерков, подписей, который позволил выяснить истинных авторов и вдохновителей антицерковной политики государства, мотивы и способы ее осуществления (Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. / изд. подгот. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. М.; Новосибирск, 1997–1998. Кн. 1–2). Затем была написана и издана обстоятельная источниковедческая монография С.Г. Петрова «Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921–1925 гг.)» (М., 2004, 412 с.). В этой книге были реконструированы комплексы документов, связанные с антицерковными постановлениями высшего органа власти в советской России в один из важнейших периодов церковной истории ХХ в. Такой подход позволил «расшифровать» чрезвычайно краткие, в несколько слов сформулированные решения политического руководства страны, касавшиеся выжившего в годы Гражданской войны идеологического противника. В другой его монографии (Петров С.Г. Русская православная церковь времени патриарха Тихона (источниковедческое исследование). Новосибирск, 2013. 407 с.) изучен широкий спектр видов и разновидностей письменных исторических источников, созданных на разных уровнях разветвленной партийно-государственной властной вертикали, патриарших и обновленческих канцелярий Русской православной церкви, а также составленных видными и рядовыми представителями духовенства и мирян. Выполнена реконструкция таких ключевых сюжетов церковной истории этого периода, как признание патриархом советской власти, составление его «покаянных» посланий и заявлений, попытка введения нового календарного стиля в церковную жизнь, обложение советскими налогами православного духовенства и храмов, прохождение патриарших посланий через советскую цензуру и т.д. На основе писем духовенства сибирских епархий патриарху Тихону получены не известные ранее сведения о церковной жизни верующих Сибири в первой половине 1920-х гг., воссозданы непростые биографии авторов писем.
Важной частью работы сектора является издание сборников серии «Археография и источниковедение Сибири», начало которой было положено в 1975 г. Сборники возникли как ежегодники, ориентированные на публикацию исследований, посвященных изучению памятников письменности Сибири. При основании серии были использованы принципы, выработанные В.П. Адриановой-Перетц и Д.С. Лихачевым при составлении знаменитой серии ежегодников ТОДРЛ («Труды Отдела древнерусской литературы») Пушкинского Дома. В 1982 г. сборник «Археография и источниковедение Сибири» был утвержден в качестве серийного. К 2017 г. вышло 35 выпусков. Статьи и публикации, составляющие сборник, вносят существенный вклад в решение актуальных научных проблем, относящихся к истории Сибири, истории русской книжности, старообрядчества и Русской православной церкви. Подробную характеристику серии, роспись содержания и полнотекстовые версии части выпусков см. на сайте).
В статьях, составляющих последние выпуски серии «Археография и ис¬точниковедение Сибири», большое внимание уделялось изучению памятников духовной литературы XVI–XX вв., написанных представителями официальной церкви и старообрядцами. Статьи О. Д. Журавель и Л. В. Титовой были посвящены анализу выявленных сочинений старообрядческой литературы XVII—XVIII вв., сочетающих ориентацию на воспроизведение традиционных форм и восприятие новых эстетических и общекультурных явлений. В результате удалось воссоздать народно-христианскую картину мира, свойственную старообрядческой культуре, и определить черты ее типологического сходства с мирообразом человека средневековья, а также отличия, обусловленные постоянно меняющимися культурно-историческими условиями и существованием носителей в исторической обстановке Нового и Новейшего времени. Особое внимание было обращено на присутствие исповедальных мотивов в творчестве идеологов раннего этапа старообрядческого движения – протопопа Аввакума и дьякона Федора. Л. В. Титова рассматривает их сочинения, соотнося с лучшими образцами мировой средневе¬ковой литературы, такими как «Исповедь» Августина Блаженного, «Исповедание веры» Афанасия Великого. В статьях О. Д. Журавель нашла отражение работа по выявлению жанрового состава литературы старообрядчества разных эпох. Исследовались памятники, развивающие древнейшие жанровые формы в новых условиях XVIII–XX вв., – житийная литература, произведения ораторской прозы, публицистика. Изучение старообрядческих сочинений позволило увидеть преемственность различных этапов русской духовной культуры.
Т.В. Панич продолжила изучение творческого наследия писателей патриаршего круга – малоизученного, но важного источника по русской культуре второй половины XVII в. В ее статьях, опубликованных в ежегоднике, для анализа привлекались полемические сочинения Евфимия Чудовского, иеродиакона Дамаскина, патриархов Адриана и Иоакима, Афанасия Холмогорского, творчество которого являет пример неразрывного и взаимообогащающего культурного диалога европейской и азиатской частей России. В результате Т. В. Панич удалось проследить их связи с традициями древнерусской письменности и особенности использования ими книжного наследия Древней Руси, когда они цитировали летописные статьи, жития и служебную литературу по древнейшим спискам. В статьях Л.И. Журовой представлены результаты исследования рукописной традиции сочинений Максима Грека в книжной культуре Сибири.
В статьях Н.Д. Зольниковой основное внимание уделялось особенностям догматической, обрядовой и этической системы позднего народного православия как в сфере мировоззрения, так и на уровне общественного сознания. Н.Д. Зольникова опубликовала и исследовала произведения ХХ в. ведущих писателей сибирского историко-литературного направления наиболее крупного в этом регионе старообрядческого часовенного согласия. В последние годы она посвятила ряд статей творчеству своего учителя академика Н. Н. Покровского как историка России и Сибири, Русской православной церкви и старообрядчества, а также создателя новосибирской археографической научной школы.
Характерной чертой статей ежегодника является разнообразие вводимых в научный оборот письменных источников, что обеспечивает всестороннее изучение проблем общественного сознания и культуры населения Азиатской России. Статьи А.Х. Элерта, И.А. Шипилова посвящены анализу письменных источников, составляющих научное наследие Второй Камчатской экспедиции. Статьи Н.П. Матхановой посвящены взаимоотношениям представителей власти, духовенства, интеллигенции, в них вводятся в научный оборот и анализируются источники мемуарного характера, освещающие самые разные стороны жизни общества XIX и XX вв.
Выявление и введение в научный оборот сотрудниками сектора неизвестных ранее и малоизученных памятников письменности (историографические сочинения и этнографические материалы, эпистолярное наследие, документы, публицистика, мемуаристика, памятники древней и современной старообрядческой письменности и др.) позволили расширить источниковую базу, сделать их доступными специалистам разных направлений (историкам, лингвистам, литературоведам, культурологам, политологам, социологам, психологам) во многих странах мира.
Работа сибирских археографов высоко оценена научной общественностью, как в нашей стране, так и за рубежом. Академики А. М. Панченко и Д. С. Лихачев назвали ее «археографическим открытием Сибири». Профессор Р. Крамми посвятил новосибирской школе исследователей старообрядчества специальную главу в своей монографии (см. на сайте).
Сотрудники сектора поддерживают связи со многими ведущими отечественными и зарубежными учеными, участвуют в международных конференциях и проектах. Так, Л.И. Журова сотрудничает с греческими, украинскими и итальянскими славистами и специалистами по медиевистике, Н.С. Гурьянова и Н.П. Матханова – с учеными из Польши и Украины, А.Х. Элерт поддерживает тесные научные контакты с учеными Германии, Дании и Голландии в рамках международного проекта «Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов». Он является также членом Президиума Международного научного общества Георга Вильгельма Стеллера.
Сотрудники сектора входят в состав редколлегий нескольких изданий, являются экспертами РГНФ И РНФ, регулярно выполняют гранты РГНФ
Результаты научной работы сотрудников сектора представлены во многих отечественных и зарубежных изданиях, в докладах на конференциях самого разного уровня (списки трудов см. на персональных страницах). Сектором проводятся научные конференции «Актуальные проблемы отечественной истории, источниковедения и археографии», посвященные памяти академика Н.Н. Покровского.