Научные труды Н.С. Гурьяновой

Объявления

25.04.2024
О результатах конкурса на замещение вакантной должности старшего научного сотрудника
Подробнее

02.04.2024
01.04.2024 г. состоялись выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
В понедельник 1 апреля 2024 года состоятся выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
Научно-практический семинар «Смертность населения и развитие здравоохранения в Советской России» 15 апреля 2024 г.
Подробнее

22.03.2024
О проведении конкурса на замещение вакантной должности научного сотрудника
Подробнее

Все объявления

Научные труды Н.С. Гурьяновой

Данный список в PDF

Список научных трудов Гурьяновой Натальи Сергеевны.

№. Название научного труда. Издательство, журнал. Кол-во печатных листов или страниц. Фамилии соавторов.

Монографии

  1. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск: «Наука», 1988. 187 с. (14,1).
  2. Актовые источники по истории России и Сибири XVI-XVIII веков в фондах Г.Ф. Миллера. Т. 1. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1993. 250 с. (10 п.л. без соавт.). А.Х.Элерт, Д.Я. Резун.
  3. Актовые источники по истории России и Сибири XVI-XVIII веков в фондах Г.Ф. Миллера. Т. 2. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1995. 303 с. (10 п.л. без соавт.). А.Х.Элерт, Д.Я. Резун.
  4. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск: «Наука», 1996. 230 с. (14,5 п.л.).
  5. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосибирск:. Изд-во СО РАН, 2007. 378 с. (25 п.л.).

Статьи

  1. Старообрядческие сочинения о Петре I - антихристе в рукописных сборниках XVIII-XIX вв. Мат. XII Всесоюзной студенческой конференции: Филология. Новосибирск, 1974. с.39-40.
  2. Старообрядческие сочинения XIX в. «О Петре I - антихристе». Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск: «Наука», 1980. с. 136-153.
  3. Хроника конференции «Деятельность М.Н. Тихомирова и актуальные проблемы археографии». Археографический ежегодник за 1980 год. М., 1981. с. 159-162. Л.В. Титова.
  4. Неизвестный памятник старообрядческой полемики конца XVIII - начала XIX в. об императорской власти. Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, «Наука», 1982. с. 125-133.
  5. Царь и государственный герб в оценке старообрядческого автора XVIII в. Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск: «Наука», 1982. с. 80-86.
  6. Старообрядческие сочинения XVIII - начала XIX в. о догмате немоления за государя. Рукописная традиция XVI - начала XIX в. на востоке России. Новосибирск: «Наука», 1983. с. 71-81.
  7. Старообрядческие сочинения XVIII - начала XIX в. о догмате немоления в федосеевском согласии. Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск: «Наука», 1984. с. 75-86.
  8. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Автореферат диссертации на соиск. уч. степени к.и.н Новосибирск, 1985. 1 п.л.
  9. Об отношении крестьян филипповского согласия в XVIII в. к государственной власти. Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск: «Наука», 1987. с. 142-143.
  10. Духовные завещания выговских большаков. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: «Наука», 1992. с.96-102.
  11. Исторические сочинения поморского согласия XVIII в. Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосибирск: «Наука», 1988. с. 92-102.
  12. Дополнение к «Истории Выговской старообрядческой пустыни И. Филиппова. Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск: «Наука», 1989. с. 221-245.
  13. Исторические взгляды крестьян-поморцев. Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. Тезисы XXII сессии Всесоюзного симпозиума по изучению проблем аграрной истории. Минск, 1989. с. 147-149.
  14. «Житие» Ивана Филиппова. Христианство и церковь в России. Новосибирск: «Наука», 1989. с. 227-253.
  15. И. Филиппов. Материалы к биографии. Общественное сознание, книжность, литература. Новосибирск: «Наука», 1990. с. 27-29.
  16. «История Выговской старообрядческой пустыни» И. Филиппова (к истории создания текста). Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск: «Наука», 1991. с. 178-195.
  17. «И царствует в вас сатана.». Земля Сибирь. 1991, № 0. с. 52-55. А.И. Мальцев.
  18. Духовное завещание Петра Прокопьева. Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск: «Наука», 1992. с. 136-145.
  19. Проблема исторического повествования в интерпретации писателей выговской литературной школы. Известия СО АН СССР. Вып. 3: История, философия и филология. 1993. С. 14-18.
  20. Интерпретация действительности в системе эсхатологических построений русского старообрядчества. Skupiska Staroobrzedowcow w Europie, Azji i Ameryce. Warszawa, 1994. с. 65-71.
  21. Историческая схема в сочинениях писателей выговской литературной школы. Старообрядчество в России. М., 1994. с. 120-138. Р. Крамми.
  22. Выговские исторические сочинения в контексте русской культуры XVIII века. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Тезисы докладов международной конференции. Петрозаводск, 1994. с. 23-24.
  23. О монархизме писателей-старообрядцев XVIII в. Pisarz i Wladza (Od Awwakuma do Solzenicyna). Lodz, 1994. с. 27-33.
  24. «Описание о нелепых случаях и необычных пустынному житию действах, внесшихся от своевольников». Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1996. с. 225-246.
  25. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Автореферат диссертации на соискание уч. степени д.и.н. Новосибирск, 1997. 2,2 п.л.
  26. «Словесный портрет» и старообрядческая литературная школа. . Revue des Etudes Slaves. V. LXIX/1-2. Paris, 1997. с. 61-72.
  27. «Словесный портрет» на Выгу. История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосибирск, 1998. с. 112-120.
  28. Старообрядческая литературная школа в контексте русской культуры XVIII века. Streszczenia referatow i komunikatow. Literaturoznawstwo. Folklorystyka. Nauka o kulturze. XII Miedzynarodowy kongres slawistow. Warszawa. 1998. p. 187-188.
  29. Старообрядческая литературная школа в контексте русской культуры XVIII века. Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов. XII Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. Москва, 1998. 0,5 а.л.
  30. О монархизме Ф.М. Достоевского. Гуманитарные науки в Сибири: Отечественная история. 1998, № 2. с. 7-13.
  31. Монарх и общество: к вопросу о народном варианте монархизма. Старообрядчество в России (XVII-XX века). М., 1999. с. 126 - 148.
  32. Эсхатологический миф у старообрядцев. XVII век. Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. с. 410 - 418.
  33. Произведения староверов страннического согласия. Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. Новосибирск, 1999. с.483 – 531, 742 - 752.
  34. Эсхатологическое учение старообрядцев как социальный миф. Источники по русской истории и литературе: Средневековье и новое время. Новосибирск, 2000. с. 94 - 122.
  35. Эсхатологическое учение староверов и мессианское царство. Гуманитарные науки в Сибири. 2000, № 2. с. 6 - 11.
  36. К вопросу о складывании системы авторитетов старообрядчества. Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск, 2000. с. 16 - 23.
  37. О двух экземплярах Кормчей книги. Гуманитарные науки в Сибири. 2001, № 3. с. 52 - 56.
  38. Старообрядческие эсхатологические сочинения начала XVIII века. Общественное сознание и литература XVI - XX вв. Новосибирск, 2001. с. 84 - 107.
  39. Старообрядческое эсхатологическое учение и социально-политические мифы Нового времени. Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ. 2001. с. 295 - 297.
  40. О двух экземплярах Кормчей книги. Гуманитарные науки в Сибири. 2001, № 3. с. 52 - 56.
  41. Старообрядческие эсхатологические сочинения начала XVIII в. Общественное сознание и литература XVI - XX вв. Новосибирск, 2001. с. 84 - 107.
  42. Старообрядцы и проблема толерантности. Гуманитарные науки в Сибири. 2002. № 2. с. 40 - 44.
  43. Период с 1801 г. по 1861 г. Рабочая программа по отечественной истории для студентов–историков. Часть II. Период с 1801 по 1917 г. Новосибирск, 2002. с. 3 – 8.
  44. Эсхатологические построения сибирских старообрядцев XVIII в. и традиции русского православия. Славянский альманах. 2002. М., 2003. с. 54 –63.
  45. Старообрядчество в 1-ой трети XVIII века и традиции русского православия. Человек между Царством и Империей. М., 2003. с. 277 - 286.
  46. Об эсхатологическом учении поморского согласия. Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI – XX вв. Новосибирск, 2003. с. 70 - 93.
  47. К истории взаимоотношений между филипповским и федосеевским согласиями. Гуманитарные науки в Сибири. 2003. № 3. с. 59 - 63.
  48. Michels Georg B. At War with ihe Church. Stanford, California, 1999. – 354 p. Гуманитарные науки в Сибири. 2003. № 3. с. 121 - 122.
  49. Выговская литературная школа и эволюция жанров древнерусской литературы. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. СПб., 2003. с. 86 – 94.
  50. Иван Филиппов. История Выговской пустыни. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. СПб., 2003. с.284 – 308.
  51. «Книга о вере» в системе авторитетов старообрядчества. Старообрядчество в России (XVII - XX века). Вып. 3. М., 2004. с. 205 - 223.
  52. О приемах построения текста писателями–старообрядцами. Гуманитарные науки в Сибири. 2004. № 3. с. 23 – 28.
  53. О процессе оформления эсхатологического учения в поморском согласии. Исторические источники и литературные памятники XVI – XX вв. развитие традиций. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004. с. 79 – 108.
  54. Старообрядцы XVIII в. и Киевская митрополия. Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI – XX вв. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. с. 352 – 362.
  55. «Книга о вере» и старообрядцы. О древней и новой русской литературе. СПб., 2005. с. 143 – 153.
  56. Об издательской политике Печатного двора в первой половине XVII в. Гуманитарные науки в Сибири. № 3. 2006. с. 13–18.
  57. Сборник «Кириллова книга» и защитники старого обряда. Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI-XX вв. Новосибирск, 2006. С. 53 - 68.
  58. Kиiвська вченiсть i старообряцi. Людина в культурi росiйського бароко. Киiв, 2006. С. 36 - 40.
  59. Старообрядцы и киевская ученость. Человек в культуре русского барокко. М., 2007. С. 268 –273.
  60. «Сказание на осьмый век…» из сборника с подписями пустозерских узников. Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск, 2007. С. 64 – 79.
  61. Зитуменос или взыскание. Новосибирск, 2008. С. 3 – 9.
  62. «Книга» Геронтия Соловецкого. Общественное сознание и литература России: Источники и исследования. Новосибирск, 2008. 3 - 21.
  63. Евфимий. Православная энциклопедия. Т. XVII. М., 2008. С. 411 - 414. Э.П.Р.
  64. А.С. Пушкин и традиции словесности Древней Руси. Русская литература в мировом контексте. Усть-Каменогорск, 2009. С. 37 – 47;.
  65. Выг и творческое наследие Киевской митрополии. Древнерусское духовное наследие в Сибири. Т. 1. Новосибирск, 2009. С. 243 – 258.
  66. Peasant Antimonarchism and Uprisings in Siberia during the Eighteenth Сentury. Russia`s Dissident Old Believers. 1650 – 1950 / Ed. G.B. Michels, R.O. Nichols.Minneapolis, Minnesota, 2009. P. 169 – 181.
  67. Сборники подготовительных материалов к «Дьяконовым ответам». Археографические исследования отечественной истории: Текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск, 2009. С. 58 – 90.
  68. Максим Грек и старообрядцы. Уральский сборник:История. Культура. Религия. Вып. 7. Ч. 2. Проблемы книжной культуры. Екатеринбург,2009. С. 120 – 134.
  69. Беспоповцы в Сибири. Историческая энциклопедия Сибири. Т. I. Новосибирск, 2009. С. 197 - 199. Покровский Николай Николаевич. Историческая энциклопедия Сибири. Т. II. Новосибирск, 2009. С. 634.
  70. Геронтий Соловецкий – составитель сборника. Гуманитарные науки в Сибири, 2010, № 3. С. 3 - 7.
  71. Старообрядческая литературная школа и образовательная «программа» как явление провинциальной культуры (исторический аспект). Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов Российской федерации. Новосибирск, 2010. С. 282 – 289.
  72. От юродства к духовному лидерству: юродивый Афанасий и писатель-публицист инок Авраамий. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Т. 10. Вып. 1: История. С. 45 – 54.
  73. О восприятии старообрядцем эсхатологических построений предшественника. Гуманитарные науки в Сибири. 2011, № 3. С. 58 – 61.
  74. Об эсхатологических построениях старообрядцев-беспоповцев. Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках. XV-XXI вв. Новосибирск, 2010. С. 119 - 160.
  75. Жизнь в веках. Русская литература. 2011, № 3. С. 222 – 224. В.Г. Одиноков.
  76. Эсхатология реформации в русском историческом процессе в XVII в. Русская агиография. СПБ., 2011. С. 576 – 590.
  77. О сборниках, составленных руководителями Выгореции. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 8: Филология. С. 122 – 129.
  78. Рец. на книгу: Роберт О. Крамми. Старообрядцы в меняющемся мире. Гуманитарные науки в Сибири. 2011, № 4. С. 90 – 92.
  79. Об антихристе. 18 разделов». (Фрагменты). Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. Новосибирск, 2011. С. 63 – 119; 338 – 350.
  80. Об эсхатологических построениях соловецких иноков. Власть, общество и человек в исторических и литературных источниках XVI – XX вв. Новосибирск, 2012. С.29 – 43.
  81. Старообрядческие сборники и миссионерская деятельность Русской православной церкви. Гуманитарные науки в Сибири. 2012, № 3. С. 24 - 27.
  82. Старообрядческие сборники как «архивы» ценных материалов для ведения полемики. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 12: Филология. С. 139 - 144.
  83. Книжная культура Древней Руси. Рецензия на книгу: Сапожникова О.С. Русский книжник XVII века Сергий Шелонин. М.; СПб., 2010. 560 с. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 12: Филология. С. 239 - 241.
  84. О предисловиях к старообрядческим сборникам. Гуманитарные науки в Сибири. 2013, № 3. С. 43 - 48.
  85. «Польский устав» и реалии окружающего мира. Проблемы российско-польской истории и культурный диалог. Материалы Международной научной конференции. Новосибирск, 2013. С. 430 - 435. Никаноров И.Н.
  86. О сборнике, составленном Мануилом Петровым. Рукописи XVI – XXI вв.: исследования и публикации. Новосибирск, 2013. С. 191 - 218.
  87. L´escatologia della Riforma nel processo storico della Russia del seicento. I testi cristiani nella storia e nella cultura. Prospettive di ricerca tra Russia e Italia. Roma, 2013. 233 - 250.
  88. Старообрядцы и «литовские» книги». Гуманитарные науки в Сибири, 2014, № 1. С. 16 – 19.
  89. Старообрядцы и рукописное наследие Древней Руси. Гуманитарные науки в Сибири, 2014, № 3. С. 37 – 41.
  90. О сборниках подготовительных материалов к «Дьяконовым ответам». Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция. Новосибирск, 2014. С. 23 – 41.
  91. Россия в первой половине XIX в. (материалы к курсу лекций). Новосибирск, 2014. 74 с.
  92. Старообрядческие сборники и традиции книжников Древней Руси. Гуманитарные науки в Сибири. 2015. Т.22, № 3. С. 10-14.
  93. Старообрядцы и традиции книжников Древней Руси. Круги времен В память Елены Константиновны Ромодановской. Т. 2. М.: Индрик, 2015. С. 353 – 362.
  94. Сочинения лидеров раннего этапа старообрядческого движения и оформление эсхатологического учения в XVIII в. Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI-XXI вв. Новосибирск, 2015. С. 93 – 125.