Деятельность Музея науки и техники СО РАН
Музей науки и техники СО РАН создан в 1996 г. по инициативе Научного совета по музеям СО РАН. Для широкого посещения Музей открылся в мае 2006 г., получив современное название и помещение площадью около 150 м2. Из них фондом занято 30 м2, экспозицией 100 м2, подсобными помещениями 20 м2. Руководит Музеем канд. ист. наук. Николай Николаевич Покровский.
Основные задачи Музея — сохранение, изучение и популяризация культурного наследия в области истории науки и техники. Главная социальная функция Музея — документирование развития отечественной науки и техники — реализуется через создание и постоянное пополнение Музейного собрания, осуществляемых в соответствии с концепцией научного комплектования по четырем направлениям:
- приборы и техника научного эксперимента;
- транспорт;
- радио и связь;
- кино и фототехника.
Коллекция Музея насчитывает около тысячи единиц хранения, в числе которых средства инструментального счета, узлы советских ЭВМ первых поколений (Рис 1 — Образцы советских ЭВМ), образцы научных приборов и оригинальных разработок СО РАН (Рис 2 — Образцы научных разработок СО РАН), уникальная коллекция профессиональной и бытовой радиоаппаратуры, фототехники (Рис 3, Рис 4, Фотоаппаратура в экспозиции Музея), легендарный автомобиль ГАЗ-69 основателя и первого председателя Сибирского отделения академика М.А. Лаврентьева (Рис. 5 — Автомобиль М.А. Лаврентьева),
Художественной метафорой экспозиции Музея является представление выставочного пространства как города, в котором «живут» экспонаты. Стилизованные «здания» служат стендами для размещения ансамблевых тематических комплексов. Тротуары, бордюры, газоны имитируются с помощью соответствующих подиумов, а в отдельных случаях и реальных элементов оформления улиц. Конструктивной основой силовых элементов экспозиционного комплекса являются стальные цинкованные профили, которые обычно используются для монтажа скрытых от глаз каркасов, обшиваемых листовым материалом с последующей стандартной отделкой. В экспозиции Музея профили, крепежи, тросы, талрепы, угольники остаются открытыми и выступают не только в роли механической основы, но и как элемент декора в стиле «техноарт». Стенды, подиумы, подставки и т. д. сами являются активными участниками коммуникации, позиционируя Музей, как технический, Этой же цели служат ограждения из пластиковых труб, «уличные» фонари. И, конечно же, рисунки в стиле «граффити». Все это способствует повышению аттрактивности музейной коммуникации по сравнению с традиционными формами представления материала (Рис. 6 — На «улицах» музейного города. Рис.7 — Самые старые «жители». Рис. 8 — «Особняк» Интегратора. Рис.9 — Приехало телевидение, Рис 10 — А.А. Берс вспоминает...).
Музей ведет большую научно-просветительскую работу, ориентированную главным образом на молодежь и направленную на формирование научного мировоззрения и профориентацию. В этом плане представляется плодотворным сотрудничество с высшими учебными заведениями Новосибирска. Это и учебно-производственная практика студентов, и волонтерское движение молодежи и помощь в работе с источниковой базой при написании студентами и молодыми исследователями учебных работ. Ответы на вопросы о том, как устроен мир, дают учебники, уроки в школе, серьезные научно-популярные телепередачи, но вот прикоснуться лично ко многим «чудесам», потрогать своими руками, даже поиграть с ними можно только в нашем Музее. Экспозиционные залы — это своеобразный класс для практических занятий. В Музее cмонтирован учебно-игровой комплекс «Игротеха», который предусматривает активное участие самих посетителей. «Игротеха» задумана и спроектирована так, чтобы с самого начала вызвать живой интерес посетителя к ее экспонатам. И хотя объем знаний, полученный в ходе таких «уроков» не очень велик, но благодаря ярким впечатлениям они запомнятся на всю жизнь. К тому же такие увлекательные мероприятия стимулируют интерес к посещению музеев и других культурно-просветительских учреждений, прививают вкус к активному, интеллектуальному проведению досуга (Рис. 11, 12 — Игротеха).
В залах Музея проходят всевозможные культурно-просветительные мероприятия, выставки. В их числе: городские и академические дни науки (Рис. 13 — Дни науки), традиционный праздник всех жителей Академгородка «Михайлов день» (Рис. 14 — Михайлов день в Доме ученых), международная акция «Ночь музеев» (Рис.15 — Ночь музеев и фольклор) и др. Так, выставка фототехники и фотографий «Нам — 50 и 50!», посвященная 50-летию Сибирского отделения РАН (СО АН СССР) и Советского района г. Новосибирска, отражает ретроспективу возникновения и развития новосибирского Академгородка, формирование которого полвека назад послужило импульсом для создания в г. Новосибирске нового района — Советского. На ней представлено более ста фотографий разного формата, сделанных в наше время и сорок, пятьдесят лет назад (Рис.17 — Фотовыставка). Кроме того, она знакомит посетителей с кино — фото съемочной, проекционной аппаратурой и дает возможность «побывать» в фотолаборатории уже ушедшего прошлого (Рис.18 — Фотолаборатория недавнего прошлого).
Тесно сотрудничая с другими учреждениями и общественными огранизациями, Музей принимает активное участие в подготовке и проведении выездных культурно-массовых мероприятий районного, городского и областного значения. В их числе «День победы» (Рис.19 — День победы), «День города» (Рис.20, Рис.21 — День города), «Интерра» (Рис.22, Рис.23, Рис.24 — Интерра 2010) и др. Рис. 25 — Осенний «Артарбат», Рис 26 — На Сибирской ярмарке, Рис. 27 — Выставка ретротехники на спортивном празднике. Рис.28 — Выставка на фестивале «Золотая капитель», Рис.29 — Секция воздухоплавания в дни юбилея СО РАН, Рис.30 — Музей в трамвае.
Музей является динамично развивающейся структурой в сети культурно-просветительских учреждений Новосибирска.